Петербург
Петербург
Еськов Павел: Петербург
Зелёный мост на Невском проспекте
На Мойке
[more=+20]
Весенний день в Петербурге
Вечером в сквере
Заснеженный Львиный мостик
Зима в Иверском монастыре
Зимний дворец
Зимняя набережная
Зимой на Васильевском острове
Каток на Дворцовой площади
Морозное утро. Мойка
На улице Декабристов
Пасмурный день на канале Грибоедова
Петербургские крыши
Рождественский Петербург
Русский музей
Скоро весна. У Андреевского собора
Снегопад над Невой
Солнечный дворик
Сумерки на Мойке
Театральный мост
Улица Якубовича
http://www.liveinternet.ru/users/2452628/post198637930/" onclick="window.open(this.href);return false;
Зелёный мост на Невском проспекте
На Мойке
[more=+20]
Весенний день в Петербурге
Вечером в сквере
Заснеженный Львиный мостик
Зима в Иверском монастыре
Зимний дворец
Зимняя набережная
Зимой на Васильевском острове
Каток на Дворцовой площади
Морозное утро. Мойка
На улице Декабристов
Пасмурный день на канале Грибоедова
Петербургские крыши
Рождественский Петербург
Русский музей
Скоро весна. У Андреевского собора
Снегопад над Невой
Солнечный дворик
Сумерки на Мойке
Театральный мост
Улица Якубовича
http://www.liveinternet.ru/users/2452628/post198637930/" onclick="window.open(this.href);return false;
Петербург
Питер и его Легенды
Приезжая в Санкт Петербург не перестаешь наслаждаться красотой которую дарит город. И конечно же самые интересные места санкт петербурга подарят Вам прекрасные и незабываемые впечатления. Хочется представить вашему вниманию прекрасные фотографии города:
16 мая 1703 года во время осмотра острова Ени-саари Петр, вдруг остановившись, вырезал два пласта дерна, положил их крестообразно и сказал: "Здесь быть городу".Затем начал копать ров, в который поставили высеченный из камня ящик. Ящик прикрыли каменной плитой с надписью: "От воплощения Иисуса Христа 1703 года мая 16, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским". В это время в воздухе появился орел и стал парить над царем.
На месте закладки города Петр установил подобие ворот с перекладиной. Неизвестно откуда взявшийся орел опустился на перекладину. Петр взял его, посадил на руку и вошел в еще не существующий город.
Военная весна 1703 года принесла, наконец, России долгожданную викторию. После ряда жестоких поражений, отброшенный на восток, почти прижатый к материку, отчаянно за него цепляясь, увязая в болотах и теряясь в лесах, практически на одном энтузиазме да на фанатичной преданности горстки единомышленников Петр овладевает шведской крепостью Ниеншанц. Однако Петр отказывается закрепиться в Ниеншанце, так как считает, что последний "мал, далек от моря, и место не гораздо крепко от натуры". Выбор пал на удобно расположенный Заячий остров (по-фински Ени-саари). Даже не укрепленный, остров представлял собой естественную преграду в устье Невы. На нем и была заложена крепость. Под ее защитой на соседнем Березовом острове возник город.
Петр при закладке не присутствовал. Об этом говорит один из крупнейших знатоков Петербурга Столпянский. Это же утверждает современный историк Мавродин, заключая отсутствие царя в календарные рамки с 11 по 20 мая. Правда, некоторые исследователи выстраивают логический ряд в доказательство обратного. Но так или иначе в народном сознании основателем города был Петр, что и закрепилось в виде легенды. Орел же как посланец богов и символ силы в мифологиях различных народов мира должен был подтвердить божественное происхождение самого царя и его города. Это было гораздо важнее того непреложного факта, что орлы вообще никогда над Невой не появляются.
В 1812 году, когда Петербургу грозила опасность наполеоновского вторжения, государь Александр Павлович распорядился вывести статую Петра Великого в Вологодскую губернию, для чего статс-секретарю Молчанову было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему , что его , Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съзжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца , из которого выходит к нему навстречу государь."Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, - говорит ему Петр Великий, - но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!" Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается "тяжело-звонкое скаканье". Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передает сновидение государю, после чего Александр отменяет свое решение, и статуя Петра остается на месте.
В доме князя Голицына на Фонтанке, 20, находилась известная всему Петербургу церковь, в которой втайне от князя происходили хлыстовские радения под руководством некоего старца Федора. Когда же Голицын обнаружил, что святой старец является орудием какого-то тайного политического общества, то старца завлекли в вырытую ночью перед входом в дом глубокую яму, где и засыпали живого землей.
Князь А.Н. Голицын был обер-прокурором Синода, министром народного просвещения и личным другом Александра I, который часто приезжал в эту церковь к обедне.Дом на Фонтанке, построенный еще в 80-х годах XVIII века, был приобретен Голицыным в 1812 году. Новый хозяин заново отделывает внутренние помещения.Особый интерес представляла архитектура домовой церкви, исполненная А. Воронихиным. Живопись иконостаса принадлежала кисти В.Л. Боровиковского. Наконец, архитектор А.А. Витберг придал внутреннему убранству таинственный, мистический характер: отсутствие дневного света, темные ступени притвора, подобия гробов, расставленные в молельнях, лампады красного стекла в виде кровоточащих сердец. Церковь представляла собой значительный художественный интерес. Она была воспета Г.Р. Державиным и изображена на картине А.В. Тыранова. Дом Голицына является не только памятником архитектуры, но и памятником отечественной истории и культуры. В верхних этажах этого дома жили братья Тургеневы - Александр и Николай. На квартире Тургеневых собирались участники литературного кружка "Арзамас", членом которого был Пушкин. Здесь, по свидетельству современников, Пушкин сочинил свой блестящий экспромт, раз и навсегда определивший Михайловскому замку место в истории: ":пустынный памятник тирана, забвенью брошенный дворец".
Фото А. ЯрославцеваСогласно давнему предсказанию, Монферран должен был умереть сразу после окончания строительства Исаакиевского собора.
В скульптурном декоре Исаакиевского собора есть группа святых, поклоном приветствующая появление Исаакия Далматского. Среди них есть и скульптурное изображение Монферрана с моделью собора в руках. Во время освящения собора один из приближенных царя обратил внимание Александра II на то, что все святые преклонили головы навстречу Исаакию, и только архитектор, преисполненный гордыни, этого не сделал. Император ничего не ответил, однако, проходя мимо архитектора, руки ему не подал и слова благодарности не проронил. Зодчий не на шутку расстроился, ушел домой до окончания церемонии, заболел: и через месяц скончался.
Монферран действительно умер через месяц после торжественного открытия собора в возрасте 72 лет, более половины которых отдал строительству главного храма Петербурга. Уверенный в посмертной славе, он задолго до конца жизни начертал на своем гербе девиз: "Не весь умру". А в 1835 году составил завещание, в котором просил о "всемилостивейшем соизволении, дабы тело (его) было погребено в одном из подземных сводов : церкви" (Исаакиевского собора), как это было издревле принято в Европе. Однако Александр II решил, что для архитектора, хоть и придворного, это слишком высокая честь. И хотя месяц назад Монферрану была пожалована золотая медаль с бриллиантами и сорок тысяч рублей серебром за строительство Исаакиевского собора, гроб с телом зодчего лишь обнесли вокруг собора и затем установили в католической церкви на Невском проспекте. Вскоре вдова зодчего увезла тело мужа на родину во Францию.
Зимняя канавка
Фото А. ЯрославцеваШирокая арка над Зимней канавкой, переброшенная от Старого Эрмитажа к Эрмитажному театру, органично дополняет каменный мостик невской набережной. Странное очарование этого места сделало его привлекательным для прогулок тет-а-тет.
Графиня Головина в своих рассказах, записанных и опубликованных князем П. А. Вяземским, вспоминает, что испытала немало счастливых мгновений именно во время прогулок по Зимней канавке. Соблюдая этикет, Головина в числе других приближенных Екатерины II постоянно находилась при императрице и не могла надолго покидать дворец. Строгие правила тяготили многих придворных дам, а воображение будоражили упоительные картины - ведь напротив Зимнего располагались гвардейские казармы. Но вскоре фрейлины нашли выход и стали назначать офицерам свидания под фельтеновской аркой. Подобным образом поступала и юная графиня Головина, встречаясь с лейб-гвардии майором Раичем.
Впрочем, здесь происходили не только радостные, но и трагические события. В одной из петербургских газет за 1868 год было напечатано следующее: "Вчера, 12 октября, во втором часу пополудни с моста через Зимнюю канавку бросилась в воду женщина. Самоубийцей была некая Юлия Перова, снимавшая угол на Мещанской улице. Судя по всему, на роковой шаг она решилась из-за неразделенной любви, ибо в руках она сжимала дагеротип молодого человека, вероятно, ее возлюбленного".
Заметка произвела сильнейшее впечатление на П. И. Чайковского. В марте 1890 года, работая над оперой на сюжет пушкинской "Пиковой дамы", композитор попросил своего брата, Модеста, вставить в уже законченное им либретто сцену самоубийства Лизы на Зимней канавке. К письму с этой просьбой, отправленному из Флоренции, Петр Ильич приложил вырезку из петербургской газеты.
Вероятно, композитор слыхал и о встречах придворных дам с гвардейцами под эрмитажной аркой - чем во многом объясняется перенос действия оперы из XIX века (как в пушкинской повести) в 70-е годы XVIII века, в царствование Екатерины II. Интересно и то, что в либретто гвардейский полк Германна расквартирован на Мойке (там же, где находились казармы майора Раича).
Создавая "Пиковую даму", Чайковский писал Глазунову: "Дойдя до сцены у Зимней канавки, я почувствовал какой-то мистический холодок, мне кажется, что сейчас я переживаю очень загадочную стадию на пути к могиле". В ноябре 1890 года, вернувшись в Петербург, Петр Ильич жаловался брату, что новая опера "язвами источила душу", что его терзают недобрые предчувствия. Накануне премьеры композитор подолгу гулял вдоль Зимней канавки, а в дневнике вновь и вновь возвращался к размышлениям о собственной смерти. Хандра Чайковского была столь велика, что заставила его надолго уехать из столицы...
Жилище Пиковой дамы
Но жестокий рок был неумолим. В октябре 1893 года, в последний приезд в Петербург, Петр Ильич, будто в насмешку над судьбой, поселился в доме на углу Малой Морской и Гороховой улиц. Дом № 13 по Малой Морской стоял напротив того самого особняка "старинной архитектуры", где некогда жила Наталья Петровна Голицына, ставшая прообразом Пиковой дамы.
Прожил он там недолго - всего 15 дней. 24 октября 1893 года композитор впал в глубокое забытье. Его лечащий врач Н. Н. Мамонов, дежуривший у постели больного, рассказывал, что в последние часы своей жизни тот поминал "черного офицера, который все ходит и ходит вдоль улицы, стучится в двери дома напротив, но так и не получая ответа, заглядывает в окна к самому Петру Ильичу, пытается что-то сообщить ему сквозь стекла, а потом, сообразив, что его не слышат, пугающе улыбается и грозит пальцем". Доктор уверял, что это лишь галлюцинации, вызванные лихорадкой. Но как ни пытался доказать врач свою правоту, объясняя, что не мог "черный офицер" (если он вообще появлялся) заглядывать в окна, ибо квартира находилась на третьем этаже, Модест Ильич относился к его заключениям с явным подозрением. Прежде ему не раз приходилось слышать от старшего брата историю об офицере, так напугавшем старуху Голицыну, что она вскоре отдала богу душу. Наталья Петровна именовала черного офицера не иначе как ангелом смерти, явившимся, чтобы покарать ее за грехи молодости.
Когда княгиня поделилась своими опасениями с близкими (о чем мы знаем по воспоминаниям князя П. А. Вяземского, приходившегося ей дальним родственником), они, предположив, что старуха выжила из ума, обратились к лейб-медику Арендту. Хотя тот и диагностировал манию преследования, больная категорически стояла на своем. Ведь появления офицера возле ее особняка были более чем реальными. И визиты его начались еще в те времена, когда жила здесь ее воспитанница (прототип пушкинской Лизы). Девушке тоже частенько приходилось видеть у себя под окнами силуэт праздного молодого красавца, бросавшего наверх полные тоски взгляды. Но она божилась, что не знает, кто он. И все же старая княгиня решила отправить воспитанницу в деревню. Сказать по чести, Наталья Петровна была очень суеверна - слишком хорошо она запомнила свою последнюю встречу со знаменитым авантюристом, мастером масонской ложи "Великий Восток", мистиком и алхимиком, безумно в нее влюбленным графом Сен-Жерменом. Это было в середине 50-х годов XVIII века, когда русской аристократке едва исполнилось 17. Сен-Жермен открыл ей тайну трех карт. Но предостерег: сие разглашать негоже, иначе может случиться беда.
Долго хранила княгиня Голицына доверенный ей секрет. Но спустя много лет все же проговорилась. "Внук ее [Валериан Голицын] проигрался в дым и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. "Попробуй", - сказала бабушка. Внучек поставил карты и отыгрался", - записывает в дневнике друг Пушкина Нащокин, подчеркивая, что сюжет повести не вымышлен и рассказан ему автором.
Пушкин приступил к созданию "Пиковой дамы", когда Наталья Петровна Голицына была уже близка к смерти. Прогулки загадочного офицера у ее дома так и не прекращались. Прислуга, завидев праздного молодого человека, закрывала все окна ставнями и запирала дверь, чтобы незваный гость не смог потревожить покой ослабевшей княгини.
Победа над смертью
Пушкин начал писать "Пиковую даму" летом 1833 года на Каменном острове, на даче Ф. И. Доливо-Добровольского. Вторично Александр Сергеевич гостил здесь в 1836 году.
В 1912-1916 годах на фундаменте разобранной дачи Доливо-Добровольского по проекту И. А. Фомина был построен загородный особняк сенатора А. А. Половцова. И об этом доме можно рассказать немало интересного. Так, существует предание, дошедшее до нас благодаря исследованиям ученого-семиотика В. Н. Топорова. В его книге "Петербургские тексты и мифы" читаем: "У Половцова была дочь, и она подружилась с одним молодым парнишкой, так что у них была любовь. А отец и узнай об этом и сказал дочери: "Вот я велю изобразить тебя бесстыдницей, голой, а его чертиком с рожками, и чтоб вы всегда тут стояли". А она от стыда надела свое свадебное платье и с третьего этажа выбросилась туда, где теперь ее статуя стоит. Там раньше был колодец. Она бросилась в него и утонула".
В бывшем особняке Половцова и сейчас стоят две скульптуры. Их появление связано с историей трагической любви, о которой рассказала Топорову привратница санатория, долгие годы находившегося в этом здании. Одна скульптура, установленная в вестибюле на месте засыпанного колодца, изображает нимфу и сатира. Безобразный сатир бросает на красавицу-нимфу сладострастные взгляды, а та стыдливо отводит глаза. Другая стоит перед портиком дома Половцова. Правая рука девушки поднята к плечу, а левая чуть отведена в сторону. И, как символ победы над смертью, по ее губам скользит легкая улыбка.
"Венерин алтарь"
Анна Ахматова в "Поэме без героя" вспоминает романтическое происшествие, связанное с ее подругой, актрисой Суворинского театра Ольгой Афанасьевной Глебовой-Судейкиной. Эта женщина, в начале ХХ века единодушно признанная петербургской богемой первой красавицей, по словам Ахматовой, "привлекала к себе внимание удивительным сочетанием красоты и гибельности". В "Поэме без героя" она выведена под именем Путаницы-Психеи.
Ее квартиру в доме номер 18 по набережной Фонтанки Анна Ахматова описывает так:
Дом пестрей комедьянтской фуры,
Облупившиеся амуры
Охраняют Венерин алтарь.
...
В стенках лесенки скрыты витые,
А на стенках лазурных святые -
Полукрадено это добро...
20-летний гусарский корнет - поэт Всеволод Князев влюбился в Путаницу-Психею безоглядно и безответно:
И томился драгунский Пьеро, -
Всех влюбленных в тебя суеверней...
Темными ночами ожидал Князев Судейкину возле дома Адамини, что на углу Марсова поля. Там, на подмостках знаменитого артистического театра-кабаре "Привал комедиантов", блистала "петербургская кукла, актерка".
В святочную ночь 1913 года поэт увидел, как его неверная подруга в сопровождении двух мужчин, закутанных в черное, села в карету и покатила вдоль Марсова поля к дому на Фонтанке. Юноша пустился следом. Сил хватило, чтоб добежать до ее порога и позвонить. Когда же горничная открыла дверь, он выстрелил себе в сердце:
Сколько гибелей шло к поэту,
Глупый мальчик: он выбрал эту...
Легенды Фонтанного дома
Имя Анны Ахматовой связано с еще одним местом на Фонтанке - Шереметевским дворцом, более известным как Фонтанный дом.
Один из старейших и красивейших дворцов Петербурга был заложен еще при Петре - для его сподвижника графа Бориса Шереметева. Свой окончательный вид здание приобрело в 1750-1755 годах благодаря трудам архитекторов Ф. С. Аргунова (крепостного Шереметева) и С. И. Чевакинского. Правда, несмотря на все великолепие, дворец долго окружали леса, кишащие разбойниками, и потому Шереметевы редко живали в Фонтанном доме. По мнению историка Петербурга М. И. Пыляева, дворец стал одним из первых доходных домов столицы, причем цена найма составляла баснословную по тем временам сумму - 4000 рублей золотом. Семейное предание Шереметевых гласило, что щедрой съемщицей была сама Екатерина II, вознамерившаяся превратить Фонтанный дом в "земной парадиз" - место для своих увеселительных уединений. Тогда-то и поселился здесь молодой камер-юнкер Жихарев - за особую красоту отмеченный милостями императрицы.
Снедаемый ревностью, предчувствуя близкую опалу, прежний фаворит императрицы граф Платон Зубов подослал к Жихареву наемных убийц. Злодеи настигли юношу в Белом зале дворца...
С тех пор в семье Шереметевых существовала легенда о призраке Фонтанного дома, взывающем к отмщению.
В 1918 году во флигеле, в квартире бывшего воспитателя графских детей В. К. Шилейко, поселилась Анна Ахматова.
Шилейко, второй супруг поэтессы, известный востоковед, отличался страстью к коллекционированию всевозможных мистических историй. Вероятно, от него и узнала Анна Андреевна легенду о юном любовнике императрицы. Быть может, это о нем в поэме написано:
Это гость зазеркальный? Или
То, что мелькнуло в окне...
Шутки ль месяца молодого,
Или вправду там кто-то снова
Между печкой и шкафом стоит?
Бледен лоб и глаза открыты...
Значит, хрупки могильные плиты,
Значит, мягче воска гранит...
Легенда о здании Двенадцати коллегий
Жители Санкт-Петербурга часто недоумевают, почему здание Двенадцати коллегий было построено не вдоль набережной Невы, а перпендикулярно к ней. Ведь оно всегда обладало большой общественной значимостью и могло бы стать композиционным центром Университетской набережной. Существует легенда, объясняющая это странное расположение здания.
Согласно этой легенде, Петр Первый, вынужденный уехать из строящегося Петербурга, поручил своему ближайшему помощнику, Александру Меншикову, наблюдать за ходом строительства Двенадцати коллегий. Ознакомившись с планом, Меншиков увидел, что здание, длиной почти в 400 метров, по замыслу архитектора должно ориентироваться фасадом на Неву. Он понял, что в этом случае на набережной, считавшейся наиболее фешенебельной частью города, не останется места для его собственного дворца. Меншиков не мог допустить этого. Он непременно хотел построить на набережной свой особняк, и возведение здания Двенадцати коллегий явно мешало его планам. Тогда он приказал построить Двенадцать коллегий не вдоль набережной, а перпендикулярно к ней, и на освободившемся месте заложил собственный дворец.
Когда Петр Первый вернулся и увидел, как расположено здание Двенадцати коллегий, он был в ярости. Строительные работы находились уже в самом разгаре, и остановить их не представлялось возможным. В гневе Петр даже хотел казнить Меншикова, но потом передумал, и дело ограничилось крупным штрафом в государственную казну.
Эта легенда о здании Двенадцати коллегий и его величественном соседе - дворце Меншикова у многих вызывает сомнения. Некоторые историки указывают на то, что фасад Двенадцати коллегий хотели ориентировать на центральную площадь города, но позднее планировка Петербурга была изменена, а здание уже было построено.
Легенда о Михайловском замке
Михайловский замок - одно из самых таинственных мест Петербурга. Он был построен по приказу императора Павла Первого, но Павел прожил в этом замке всего 40 дней, так как был убит собственными сподвижниками в своей спальне. В течение всей своей жизни Павел боялся покушений, и именно поэтому, отказавшись жить в официальной резиденции Российских монархов, Зимнем Дворце, хотел построить собственный, "безопасный" дворец, окруженный глубокими рвами. Однако это не помогло. После смерти Павла замок превратился в заброшенное и мрачное место, в котором до сих пор посетители видят странные тени и становятся свидетелями необъяснимых явлений.
Одна из легенд Михайловского замка по-своему объясняет его необычный, несвойственный для Петербургской архитектуры цвет. По преданию, однажды Павел присутствовал на балу, где была и его будущая фаворитка - Анна Лопухина. Во время одного из танцев она обронила перчатку, и Павел, как истинный рыцарь, наклонился, чтобы поднять ее. Рассмотрев перчатку поближе, он удивился ее странному красно кирпичному цвету. Этот оттенок так понравился Императору, что он тут же отправил перчатку архитектору Михайловского замка и приказал взять ее цвет за образец.
Замок не принес Павлу ни мира, ни счастья. Согласно преданиям, Император предчувствовал свою судьбу, и в последний вечер, выходя из-за стола после ужина, прошептал: "Чему быть, того не миновать".
После смерти Павла замок был заброшен: члены императорской семьи не желали жить в нем. До сегодняшнего дня Михайловский замок остается одним из самых загадочных мест в Петербурге, привлекая посетителей, которые надеются проникнуть в тайны этого места.
http://akmaya.ru/post202886783/" onclick="window.open(this.href);return false;
Приезжая в Санкт Петербург не перестаешь наслаждаться красотой которую дарит город. И конечно же самые интересные места санкт петербурга подарят Вам прекрасные и незабываемые впечатления. Хочется представить вашему вниманию прекрасные фотографии города:
16 мая 1703 года во время осмотра острова Ени-саари Петр, вдруг остановившись, вырезал два пласта дерна, положил их крестообразно и сказал: "Здесь быть городу".Затем начал копать ров, в который поставили высеченный из камня ящик. Ящик прикрыли каменной плитой с надписью: "От воплощения Иисуса Христа 1703 года мая 16, основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем всероссийским". В это время в воздухе появился орел и стал парить над царем.
На месте закладки города Петр установил подобие ворот с перекладиной. Неизвестно откуда взявшийся орел опустился на перекладину. Петр взял его, посадил на руку и вошел в еще не существующий город.
Военная весна 1703 года принесла, наконец, России долгожданную викторию. После ряда жестоких поражений, отброшенный на восток, почти прижатый к материку, отчаянно за него цепляясь, увязая в болотах и теряясь в лесах, практически на одном энтузиазме да на фанатичной преданности горстки единомышленников Петр овладевает шведской крепостью Ниеншанц. Однако Петр отказывается закрепиться в Ниеншанце, так как считает, что последний "мал, далек от моря, и место не гораздо крепко от натуры". Выбор пал на удобно расположенный Заячий остров (по-фински Ени-саари). Даже не укрепленный, остров представлял собой естественную преграду в устье Невы. На нем и была заложена крепость. Под ее защитой на соседнем Березовом острове возник город.
Петр при закладке не присутствовал. Об этом говорит один из крупнейших знатоков Петербурга Столпянский. Это же утверждает современный историк Мавродин, заключая отсутствие царя в календарные рамки с 11 по 20 мая. Правда, некоторые исследователи выстраивают логический ряд в доказательство обратного. Но так или иначе в народном сознании основателем города был Петр, что и закрепилось в виде легенды. Орел же как посланец богов и символ силы в мифологиях различных народов мира должен был подтвердить божественное происхождение самого царя и его города. Это было гораздо важнее того непреложного факта, что орлы вообще никогда над Невой не появляются.
В 1812 году, когда Петербургу грозила опасность наполеоновского вторжения, государь Александр Павлович распорядился вывести статую Петра Великого в Вологодскую губернию, для чего статс-секретарю Молчанову было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему , что его , Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съзжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца , из которого выходит к нему навстречу государь."Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, - говорит ему Петр Великий, - но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!" Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается "тяжело-звонкое скаканье". Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передает сновидение государю, после чего Александр отменяет свое решение, и статуя Петра остается на месте.
В доме князя Голицына на Фонтанке, 20, находилась известная всему Петербургу церковь, в которой втайне от князя происходили хлыстовские радения под руководством некоего старца Федора. Когда же Голицын обнаружил, что святой старец является орудием какого-то тайного политического общества, то старца завлекли в вырытую ночью перед входом в дом глубокую яму, где и засыпали живого землей.
Князь А.Н. Голицын был обер-прокурором Синода, министром народного просвещения и личным другом Александра I, который часто приезжал в эту церковь к обедне.Дом на Фонтанке, построенный еще в 80-х годах XVIII века, был приобретен Голицыным в 1812 году. Новый хозяин заново отделывает внутренние помещения.Особый интерес представляла архитектура домовой церкви, исполненная А. Воронихиным. Живопись иконостаса принадлежала кисти В.Л. Боровиковского. Наконец, архитектор А.А. Витберг придал внутреннему убранству таинственный, мистический характер: отсутствие дневного света, темные ступени притвора, подобия гробов, расставленные в молельнях, лампады красного стекла в виде кровоточащих сердец. Церковь представляла собой значительный художественный интерес. Она была воспета Г.Р. Державиным и изображена на картине А.В. Тыранова. Дом Голицына является не только памятником архитектуры, но и памятником отечественной истории и культуры. В верхних этажах этого дома жили братья Тургеневы - Александр и Николай. На квартире Тургеневых собирались участники литературного кружка "Арзамас", членом которого был Пушкин. Здесь, по свидетельству современников, Пушкин сочинил свой блестящий экспромт, раз и навсегда определивший Михайловскому замку место в истории: ":пустынный памятник тирана, забвенью брошенный дворец".
Фото А. ЯрославцеваСогласно давнему предсказанию, Монферран должен был умереть сразу после окончания строительства Исаакиевского собора.
В скульптурном декоре Исаакиевского собора есть группа святых, поклоном приветствующая появление Исаакия Далматского. Среди них есть и скульптурное изображение Монферрана с моделью собора в руках. Во время освящения собора один из приближенных царя обратил внимание Александра II на то, что все святые преклонили головы навстречу Исаакию, и только архитектор, преисполненный гордыни, этого не сделал. Император ничего не ответил, однако, проходя мимо архитектора, руки ему не подал и слова благодарности не проронил. Зодчий не на шутку расстроился, ушел домой до окончания церемонии, заболел: и через месяц скончался.
Монферран действительно умер через месяц после торжественного открытия собора в возрасте 72 лет, более половины которых отдал строительству главного храма Петербурга. Уверенный в посмертной славе, он задолго до конца жизни начертал на своем гербе девиз: "Не весь умру". А в 1835 году составил завещание, в котором просил о "всемилостивейшем соизволении, дабы тело (его) было погребено в одном из подземных сводов : церкви" (Исаакиевского собора), как это было издревле принято в Европе. Однако Александр II решил, что для архитектора, хоть и придворного, это слишком высокая честь. И хотя месяц назад Монферрану была пожалована золотая медаль с бриллиантами и сорок тысяч рублей серебром за строительство Исаакиевского собора, гроб с телом зодчего лишь обнесли вокруг собора и затем установили в католической церкви на Невском проспекте. Вскоре вдова зодчего увезла тело мужа на родину во Францию.
Зимняя канавка
Фото А. ЯрославцеваШирокая арка над Зимней канавкой, переброшенная от Старого Эрмитажа к Эрмитажному театру, органично дополняет каменный мостик невской набережной. Странное очарование этого места сделало его привлекательным для прогулок тет-а-тет.
Графиня Головина в своих рассказах, записанных и опубликованных князем П. А. Вяземским, вспоминает, что испытала немало счастливых мгновений именно во время прогулок по Зимней канавке. Соблюдая этикет, Головина в числе других приближенных Екатерины II постоянно находилась при императрице и не могла надолго покидать дворец. Строгие правила тяготили многих придворных дам, а воображение будоражили упоительные картины - ведь напротив Зимнего располагались гвардейские казармы. Но вскоре фрейлины нашли выход и стали назначать офицерам свидания под фельтеновской аркой. Подобным образом поступала и юная графиня Головина, встречаясь с лейб-гвардии майором Раичем.
Впрочем, здесь происходили не только радостные, но и трагические события. В одной из петербургских газет за 1868 год было напечатано следующее: "Вчера, 12 октября, во втором часу пополудни с моста через Зимнюю канавку бросилась в воду женщина. Самоубийцей была некая Юлия Перова, снимавшая угол на Мещанской улице. Судя по всему, на роковой шаг она решилась из-за неразделенной любви, ибо в руках она сжимала дагеротип молодого человека, вероятно, ее возлюбленного".
Заметка произвела сильнейшее впечатление на П. И. Чайковского. В марте 1890 года, работая над оперой на сюжет пушкинской "Пиковой дамы", композитор попросил своего брата, Модеста, вставить в уже законченное им либретто сцену самоубийства Лизы на Зимней канавке. К письму с этой просьбой, отправленному из Флоренции, Петр Ильич приложил вырезку из петербургской газеты.
Вероятно, композитор слыхал и о встречах придворных дам с гвардейцами под эрмитажной аркой - чем во многом объясняется перенос действия оперы из XIX века (как в пушкинской повести) в 70-е годы XVIII века, в царствование Екатерины II. Интересно и то, что в либретто гвардейский полк Германна расквартирован на Мойке (там же, где находились казармы майора Раича).
Создавая "Пиковую даму", Чайковский писал Глазунову: "Дойдя до сцены у Зимней канавки, я почувствовал какой-то мистический холодок, мне кажется, что сейчас я переживаю очень загадочную стадию на пути к могиле". В ноябре 1890 года, вернувшись в Петербург, Петр Ильич жаловался брату, что новая опера "язвами источила душу", что его терзают недобрые предчувствия. Накануне премьеры композитор подолгу гулял вдоль Зимней канавки, а в дневнике вновь и вновь возвращался к размышлениям о собственной смерти. Хандра Чайковского была столь велика, что заставила его надолго уехать из столицы...
Жилище Пиковой дамы
Но жестокий рок был неумолим. В октябре 1893 года, в последний приезд в Петербург, Петр Ильич, будто в насмешку над судьбой, поселился в доме на углу Малой Морской и Гороховой улиц. Дом № 13 по Малой Морской стоял напротив того самого особняка "старинной архитектуры", где некогда жила Наталья Петровна Голицына, ставшая прообразом Пиковой дамы.
Прожил он там недолго - всего 15 дней. 24 октября 1893 года композитор впал в глубокое забытье. Его лечащий врач Н. Н. Мамонов, дежуривший у постели больного, рассказывал, что в последние часы своей жизни тот поминал "черного офицера, который все ходит и ходит вдоль улицы, стучится в двери дома напротив, но так и не получая ответа, заглядывает в окна к самому Петру Ильичу, пытается что-то сообщить ему сквозь стекла, а потом, сообразив, что его не слышат, пугающе улыбается и грозит пальцем". Доктор уверял, что это лишь галлюцинации, вызванные лихорадкой. Но как ни пытался доказать врач свою правоту, объясняя, что не мог "черный офицер" (если он вообще появлялся) заглядывать в окна, ибо квартира находилась на третьем этаже, Модест Ильич относился к его заключениям с явным подозрением. Прежде ему не раз приходилось слышать от старшего брата историю об офицере, так напугавшем старуху Голицыну, что она вскоре отдала богу душу. Наталья Петровна именовала черного офицера не иначе как ангелом смерти, явившимся, чтобы покарать ее за грехи молодости.
Когда княгиня поделилась своими опасениями с близкими (о чем мы знаем по воспоминаниям князя П. А. Вяземского, приходившегося ей дальним родственником), они, предположив, что старуха выжила из ума, обратились к лейб-медику Арендту. Хотя тот и диагностировал манию преследования, больная категорически стояла на своем. Ведь появления офицера возле ее особняка были более чем реальными. И визиты его начались еще в те времена, когда жила здесь ее воспитанница (прототип пушкинской Лизы). Девушке тоже частенько приходилось видеть у себя под окнами силуэт праздного молодого красавца, бросавшего наверх полные тоски взгляды. Но она божилась, что не знает, кто он. И все же старая княгиня решила отправить воспитанницу в деревню. Сказать по чести, Наталья Петровна была очень суеверна - слишком хорошо она запомнила свою последнюю встречу со знаменитым авантюристом, мастером масонской ложи "Великий Восток", мистиком и алхимиком, безумно в нее влюбленным графом Сен-Жерменом. Это было в середине 50-х годов XVIII века, когда русской аристократке едва исполнилось 17. Сен-Жермен открыл ей тайну трех карт. Но предостерег: сие разглашать негоже, иначе может случиться беда.
Долго хранила княгиня Голицына доверенный ей секрет. Но спустя много лет все же проговорилась. "Внук ее [Валериан Голицын] проигрался в дым и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. "Попробуй", - сказала бабушка. Внучек поставил карты и отыгрался", - записывает в дневнике друг Пушкина Нащокин, подчеркивая, что сюжет повести не вымышлен и рассказан ему автором.
Пушкин приступил к созданию "Пиковой дамы", когда Наталья Петровна Голицына была уже близка к смерти. Прогулки загадочного офицера у ее дома так и не прекращались. Прислуга, завидев праздного молодого человека, закрывала все окна ставнями и запирала дверь, чтобы незваный гость не смог потревожить покой ослабевшей княгини.
Победа над смертью
Пушкин начал писать "Пиковую даму" летом 1833 года на Каменном острове, на даче Ф. И. Доливо-Добровольского. Вторично Александр Сергеевич гостил здесь в 1836 году.
В 1912-1916 годах на фундаменте разобранной дачи Доливо-Добровольского по проекту И. А. Фомина был построен загородный особняк сенатора А. А. Половцова. И об этом доме можно рассказать немало интересного. Так, существует предание, дошедшее до нас благодаря исследованиям ученого-семиотика В. Н. Топорова. В его книге "Петербургские тексты и мифы" читаем: "У Половцова была дочь, и она подружилась с одним молодым парнишкой, так что у них была любовь. А отец и узнай об этом и сказал дочери: "Вот я велю изобразить тебя бесстыдницей, голой, а его чертиком с рожками, и чтоб вы всегда тут стояли". А она от стыда надела свое свадебное платье и с третьего этажа выбросилась туда, где теперь ее статуя стоит. Там раньше был колодец. Она бросилась в него и утонула".
В бывшем особняке Половцова и сейчас стоят две скульптуры. Их появление связано с историей трагической любви, о которой рассказала Топорову привратница санатория, долгие годы находившегося в этом здании. Одна скульптура, установленная в вестибюле на месте засыпанного колодца, изображает нимфу и сатира. Безобразный сатир бросает на красавицу-нимфу сладострастные взгляды, а та стыдливо отводит глаза. Другая стоит перед портиком дома Половцова. Правая рука девушки поднята к плечу, а левая чуть отведена в сторону. И, как символ победы над смертью, по ее губам скользит легкая улыбка.
"Венерин алтарь"
Анна Ахматова в "Поэме без героя" вспоминает романтическое происшествие, связанное с ее подругой, актрисой Суворинского театра Ольгой Афанасьевной Глебовой-Судейкиной. Эта женщина, в начале ХХ века единодушно признанная петербургской богемой первой красавицей, по словам Ахматовой, "привлекала к себе внимание удивительным сочетанием красоты и гибельности". В "Поэме без героя" она выведена под именем Путаницы-Психеи.
Ее квартиру в доме номер 18 по набережной Фонтанки Анна Ахматова описывает так:
Дом пестрей комедьянтской фуры,
Облупившиеся амуры
Охраняют Венерин алтарь.
...
В стенках лесенки скрыты витые,
А на стенках лазурных святые -
Полукрадено это добро...
20-летний гусарский корнет - поэт Всеволод Князев влюбился в Путаницу-Психею безоглядно и безответно:
И томился драгунский Пьеро, -
Всех влюбленных в тебя суеверней...
Темными ночами ожидал Князев Судейкину возле дома Адамини, что на углу Марсова поля. Там, на подмостках знаменитого артистического театра-кабаре "Привал комедиантов", блистала "петербургская кукла, актерка".
В святочную ночь 1913 года поэт увидел, как его неверная подруга в сопровождении двух мужчин, закутанных в черное, села в карету и покатила вдоль Марсова поля к дому на Фонтанке. Юноша пустился следом. Сил хватило, чтоб добежать до ее порога и позвонить. Когда же горничная открыла дверь, он выстрелил себе в сердце:
Сколько гибелей шло к поэту,
Глупый мальчик: он выбрал эту...
Легенды Фонтанного дома
Имя Анны Ахматовой связано с еще одним местом на Фонтанке - Шереметевским дворцом, более известным как Фонтанный дом.
Один из старейших и красивейших дворцов Петербурга был заложен еще при Петре - для его сподвижника графа Бориса Шереметева. Свой окончательный вид здание приобрело в 1750-1755 годах благодаря трудам архитекторов Ф. С. Аргунова (крепостного Шереметева) и С. И. Чевакинского. Правда, несмотря на все великолепие, дворец долго окружали леса, кишащие разбойниками, и потому Шереметевы редко живали в Фонтанном доме. По мнению историка Петербурга М. И. Пыляева, дворец стал одним из первых доходных домов столицы, причем цена найма составляла баснословную по тем временам сумму - 4000 рублей золотом. Семейное предание Шереметевых гласило, что щедрой съемщицей была сама Екатерина II, вознамерившаяся превратить Фонтанный дом в "земной парадиз" - место для своих увеселительных уединений. Тогда-то и поселился здесь молодой камер-юнкер Жихарев - за особую красоту отмеченный милостями императрицы.
Снедаемый ревностью, предчувствуя близкую опалу, прежний фаворит императрицы граф Платон Зубов подослал к Жихареву наемных убийц. Злодеи настигли юношу в Белом зале дворца...
С тех пор в семье Шереметевых существовала легенда о призраке Фонтанного дома, взывающем к отмщению.
В 1918 году во флигеле, в квартире бывшего воспитателя графских детей В. К. Шилейко, поселилась Анна Ахматова.
Шилейко, второй супруг поэтессы, известный востоковед, отличался страстью к коллекционированию всевозможных мистических историй. Вероятно, от него и узнала Анна Андреевна легенду о юном любовнике императрицы. Быть может, это о нем в поэме написано:
Это гость зазеркальный? Или
То, что мелькнуло в окне...
Шутки ль месяца молодого,
Или вправду там кто-то снова
Между печкой и шкафом стоит?
Бледен лоб и глаза открыты...
Значит, хрупки могильные плиты,
Значит, мягче воска гранит...
Легенда о здании Двенадцати коллегий
Жители Санкт-Петербурга часто недоумевают, почему здание Двенадцати коллегий было построено не вдоль набережной Невы, а перпендикулярно к ней. Ведь оно всегда обладало большой общественной значимостью и могло бы стать композиционным центром Университетской набережной. Существует легенда, объясняющая это странное расположение здания.
Согласно этой легенде, Петр Первый, вынужденный уехать из строящегося Петербурга, поручил своему ближайшему помощнику, Александру Меншикову, наблюдать за ходом строительства Двенадцати коллегий. Ознакомившись с планом, Меншиков увидел, что здание, длиной почти в 400 метров, по замыслу архитектора должно ориентироваться фасадом на Неву. Он понял, что в этом случае на набережной, считавшейся наиболее фешенебельной частью города, не останется места для его собственного дворца. Меншиков не мог допустить этого. Он непременно хотел построить на набережной свой особняк, и возведение здания Двенадцати коллегий явно мешало его планам. Тогда он приказал построить Двенадцать коллегий не вдоль набережной, а перпендикулярно к ней, и на освободившемся месте заложил собственный дворец.
Когда Петр Первый вернулся и увидел, как расположено здание Двенадцати коллегий, он был в ярости. Строительные работы находились уже в самом разгаре, и остановить их не представлялось возможным. В гневе Петр даже хотел казнить Меншикова, но потом передумал, и дело ограничилось крупным штрафом в государственную казну.
Эта легенда о здании Двенадцати коллегий и его величественном соседе - дворце Меншикова у многих вызывает сомнения. Некоторые историки указывают на то, что фасад Двенадцати коллегий хотели ориентировать на центральную площадь города, но позднее планировка Петербурга была изменена, а здание уже было построено.
Легенда о Михайловском замке
Михайловский замок - одно из самых таинственных мест Петербурга. Он был построен по приказу императора Павла Первого, но Павел прожил в этом замке всего 40 дней, так как был убит собственными сподвижниками в своей спальне. В течение всей своей жизни Павел боялся покушений, и именно поэтому, отказавшись жить в официальной резиденции Российских монархов, Зимнем Дворце, хотел построить собственный, "безопасный" дворец, окруженный глубокими рвами. Однако это не помогло. После смерти Павла замок превратился в заброшенное и мрачное место, в котором до сих пор посетители видят странные тени и становятся свидетелями необъяснимых явлений.
Одна из легенд Михайловского замка по-своему объясняет его необычный, несвойственный для Петербургской архитектуры цвет. По преданию, однажды Павел присутствовал на балу, где была и его будущая фаворитка - Анна Лопухина. Во время одного из танцев она обронила перчатку, и Павел, как истинный рыцарь, наклонился, чтобы поднять ее. Рассмотрев перчатку поближе, он удивился ее странному красно кирпичному цвету. Этот оттенок так понравился Императору, что он тут же отправил перчатку архитектору Михайловского замка и приказал взять ее цвет за образец.
Замок не принес Павлу ни мира, ни счастья. Согласно преданиям, Император предчувствовал свою судьбу, и в последний вечер, выходя из-за стола после ужина, прошептал: "Чему быть, того не миновать".
После смерти Павла замок был заброшен: члены императорской семьи не желали жить в нем. До сегодняшнего дня Михайловский замок остается одним из самых загадочных мест в Петербурге, привлекая посетителей, которые надеются проникнуть в тайны этого места.
http://akmaya.ru/post202886783/" onclick="window.open(this.href);return false;
Петербург
Евгения Градова
Re: Петербург
phpBB [media]
Re: Петербург
phpBB [media]
Re: Петербург
Петергоф. Альбом
humus
https://www.liveinternet.ru/users/bo4ka ... 431189524/" onclick="window.open(this.href);return false;
humus
https://www.liveinternet.ru/users/bo4ka ... 431189524/" onclick="window.open(this.href);return false;