Церкви. Духовность и красота.

Ответить
Жасмин
Сообщения: 643
Зарегистрирован: 06 фев 2012, 00:39
Церкви. Духовность и красота.

Сообщение Жасмин » 20 июн 2012, 16:45

Изображение

Расписные небеса Кенозерья

Интересно, какие мысли у Вас появляются, когда Вы устремляете свои взоры на расписные купола или на небо в храмах?

Уединенные места Кенозерья с задумчивыми озерами и дремучими лесами – заповедная земля, где «Бог с людьми пребывает». Поэтому издревле здесь возводились часовни в честь церковных праздников, общерусских и местных святых. Практически каждая деревня имела свою часовню, становившуюся духовным центром поселения. Часовни на Русском Севере распространены повсеместно, но нигде не наблюдается такого разнообразия в их архитектуре, назначении и использовании, как в Кенозерье. В своем архитектурном облике эти часовни хранят пропорции, композиционный строй и технологические приемы возведения часовен более древних, стоявших ранее на тех же местах.Одной из причин строительства часовен было и особое географическое расположение деревень – вдали от приходских храмов. Так, крестьянам, жившим по изрезанным берегам и на островах Кенозера, добираться до главного храма было делом нелегким, а во время замерзания или таяния озера это и вовсе становилось невозможным.

Изображение

Значимым мотивом построения кенозерских часовен был обет, данный Богу в благодарность за что-либо или во избежание падежа скота, эпидемии, «хлебного недорода», пожара или другого стихийного бедствия. «Обетные» часовни наиболее почитались, строили их крестьяне индивидуально или коллективно. «Небо» - это особая конструкция потолочного перекрытия в деревянном храме, имеющая форму пологой усеченной пирамиды, радиальные грани которой возвышаются к центральному кольцу или прямоугольнику. Росписи «небес» северных церквей и часовен – яркое, хотя и локальное явление в русской монументальной живописи XVIII – XIX вв.

Изображение

Конструкция «небом»—облегченный тип потолочных перекрытий, не требующий промежуточных опор даже при больших пролетах деревянных культовых сооружений. Перекрытие удерживается преимущественно на распоре балок каркаса. Происхождение перекрытия «небом» можно связать с желанием создать подобие каменного купола в интерьере деревянного храма. Не случайно И. Э. Грабарь считал «небо» похожим на сомкнутый свод. «Небо» в деревянном храме перекрывает основное помещение для молящихся, что соответствует расположению купола в каменных церквах.


Ответить