Вечный Закон

LPS
Сообщения: 3001
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 08 июл 2013, 02:48

ГЛАВА МАТОТ * מטות I
(30.06.2013 – 06.07.2013)


На этой неделе читают две главы – Матот и Масэй.




Моше объяснил законы обетов и клятв по отношению к женщине: когда отец или муж женщины имеет право отменить её клятву, а когда нет.

Началась война против мидьянитян. Ополчение из 12 тысяч человек (по тысяче от каждого колена) победило врага. Военачальники сообщили Моше, что среди ополченцев нет потерь. В благодарность Б‑гу и во искупление своих душ они принесли в Шатёр откровения золотые украшения.

Евреи из колен Гада и Реувена попросили разрешения остаться жить за Иорданом, где были обширные пастбища для их многочисленного скота. Вначале Моше отказал им, боясь что повторится грех разведчиков. Тогда они пообещали Моше, что вступят в Землю Израиля, будут участвовать в войнах с хананеями и лишь потом вернутся на восточный берег Иордана. Моше согласился.


В начале главы сказано: «Если кто даст обет Г‑споду, или поклянётся клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего: всё, как вышло из уст его, должен он сделать».

Обет перед Б‑гом означает, что человек принимает на себя ограничения в вещах, разрешённых Торой. Когда человек произносит обет, он присваивает вещи статус священной жертвы. Тем самым он принимает на себя запрет.

Мудрецы относятся к обетам двойственно. С одной стороны, они признают положительное влияние обета, считают его «оградой благочестию» (т. е. обет помогает сохранить благочестие). С другой стороны, мудрецы порицают принявшего на себя обет: «Мало тебе того, что запретила Тора, ты ещё хочешь ввести дополнительные запреты?!»

Здесь нет противоречия. Есть люди, для которых обеты – вещь положительная. Но есть и те, кому не следует принимать на себя обеты. И есть те, кто в силах освобождать других людей от обетов.

Человек, который пока не поднялся на достаточно высокую ступень в служении Всевышнему, должен ограждать себя и в разрешённых вещах, так как без ограничений эти вещи могут привести его к духовному упадку. Но тот, кто находится на более высокой ступени и кому разрешённые Б‑гом материальные ценности этого мира не могут навредить, не должен сторониться «мирского». Наоборот, он должен взаимодействовать с материальностью этого мира и тем самым освящать её. (Повторим, речь идёт о разрешённом, о том, что соответствует заповедями Торы).

В идее обетов можно увидеть очень важный принцип. Еврей, который добровольно отказался от некоторых излишеств или радостей этого мира, не подчёркивает их негативную сторону. Наоборот, он присваивает этим вещам священный статус жертвы. Он делает их запрещёнными себе в силу святости этих вещей.

Этот принцип согласуется с правилом в учении хасидизма: чтобы исполнять указание Торы «Сторонись зла!», нужно не размышлять о зле, не постигать всю его нечистоту, а исполнять симметричное указание «Твори добро!»

У света есть такое свойство: даже малое его количество разгоняет тьму. Когда мы положительно влияем на мир, мы тем самым уничтожаем зло. Иначе говоря, чтобы бороться со злом, надо творить добро, и тогда зло самоустранится.

Отсюда можно извлечь важный урок, применимый в наших отношениях с другими людьми. Когда мы смотрим на мир вокруг себя, общаемся с окружающими, мы не должны искать негативное. Мы можем видеть отрицательные качества у своего ближнего, но не надо забывать, что он, как и мы, – обладатель Б‑жественной души, «частицы Самого Б‑га». Не надо порицать человека и запугивать наказанием за грехи. Человеку нужно объяснить, что в нём таятся великие сокровища его души. Их нужно лишь очистить и раскрыть.

LPS
Сообщения: 3001
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 08 июл 2013, 02:49

ГЛАВА МАСЭЙ * מסעי I
(30.06.2013 – 06.07.2013)


На этой неделе читают две главы – Матот и Масэй.



Перечисляются 42 места, где народ Израиля располагался станом во время странствий по пустыне после исхода из Египта и до последней стоянки в степях Моава у реки Иордан напротив Земли Кнаан.

Определяются границы Земли Израиля. Назначаются города-убежища – укрытия и места изгнания для совершивших неумышленное убийство.

Дочери Цлофхада (см. главу «Пинхас») вышли замуж за людей из их же колена Менаше, чтобы надел их отца не перешёл к другому колену.


Известно, что при разделе Земли Израиля между евреями колено Леви не получило удела, как все другие колена. Вместо этого для левитов надо было оставить сорок восемь городов с небольшими участками земли вокруг них.

В главе «Масэй» рассказывается о том, что левиты, избранные для служения в Храме, получили шесть городов-убежищ: три к востоку от Иордана и три к западу.

В предыдущей главе («Матот») сообщалось, что колена Реувена, Гада и половина колена Менаше обратились к Моше с просьбой разрешить им не переходить через Иордан. Моше ответил им с упрёком: «…Братья ваши пойдут на войну, а вы будете сидеть здесь?!» Казалось бы, из этого вытекает, что Всевышнему не понравилась идея, чтобы часть евреев поселилась на противоположном берегу Иордана. Но между тем Он же сам отдал левитам три города на другом берегу!

Конечно, и на противоположном берегу Иордана были нужны города-убежища. Ведь эти города требовались везде, где жили евреи. В них, как известно, могли укрыться люди, совершившие непреднамеренное убийство. Но зачем было поселять в этих городах левитов?

Работа левитов была связана в основном с Храмом. Колено Леви отличалось особой любовью к Земле Израиля. Левиты не участвовали в грехе разведчиков (см. главу «Шлах»). И именно их Всевышний оставил на противоположном берегу реки Иордан?!

На самом деле в этом вопросе заложен и ответ. Именно потому, что левиты относились так к Земле Израиля, им и дали особый удел за Иорданом как подобие расширения Земли Израиля в будущем, когда с приходом Машиаха земли кинеев, книзеев и кадмонеев станут частью Святой Земли. И это выражало лишь особую заслугу левитов.

Моше был недоволен представителями других колен за их желание получить землю на другом берегу Иордана – они хотели поселиться там лишь из‑за тучных пастбищ. Но само по себе расселение на этих землях было подготовкой к тем временам, когда вся Святая Земля, а не только «земли семи племен», будет отдана народу Израиля.

LPS
Сообщения: 3001
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 09 июл 2013, 02:01

ГЛАВА ДВАРИМ * דברים I
(07.07.2013 – 13.07.2013)



В первый день месяца шват, за 37 дней до своей смерти, Моше начал повторять Тору сынам Израиля. Он вспомнил события, которые случились за сорок лет странствий и те законы, которые дал Б‑г за это время. Моше упрекнул евреев за их грехи. Он призвал их хранить Тору и соблюдать её заповеди на земле, которую Б‑г даст им в вечное владение. Туда они придут после смерти Моше.

Моше вспомнил, как он назначил судей и смотрителей, чтобы облегчить своё бремя – вершить суд и учить народ Торе.
Он вспомнил путь от Синая через пустыню.
Он вспомнил поход разведчиков и то, как народ отказался от Земли Обетованной. Тогда Всевышний постановил, что всё поколение Исхода умрёт в пустыне. «Также и на меня, – сказал Моше, – прогневался Г‑сподь из‑за вас, сказав: "И ты не придешь туда"».

Моше вспомнил и то, что произошло недавно: народы Моава и Амона не позволили евреям пройти через свои земли; евреи завоевали земли эморейских царей Сихона и Ога – там поселились колена Реувена, Гада и часть колена Менаше; Моше напутствовал своего преемника Йеошуа, который приведёт народ в Святую Землю и возглавит её завоевание: «Не бойтесь их [народов], ибо Г‑сподь, Б‑г ваш Сам сражается за вас!»


Эту главу читают в субботу перед 9 Ава, и в ней много намёков на события этого дня. Глава начинается с обличительной речи Моше – он напоминает евреям о тех местах, где они гневили Б‑га. Среди прочих проступков, которые совершили евреи, Моше напомнил им грех разведчиков.

Известно, что история, когда вернулись разведчики и евреи напрасно переживали, случилась в ночь 9 Ава. И 9 Ава превратилось в день подлинного траура. Упрекая евреев за этот грех, Моше сказал: «И возроптали вы в шатрах ваших, и сказали: "По ненависти Б‑га к нам вывел Он нас из страны Египетской"». В память о том, что евреи несправедливо упрекали Всевышнего в ненависти к ним, в ночь 9 Ава читают свиток Эйха («Плач Иеремии»). Свиток начинается словами, первые буквы которых образуют слово «ненависть».

В первом рассказе о разведчиках в книге «Бемидбар» рассказывается, как народ плакал и сетовал на то, что Всевышний привел их в страну, в борьбе за которую им суждено погибнуть. Этим они проявили недостаток веры в могущество Б‑га.
Здесь же, в книге «Дварим», Моше упрекнул евреев ещё и за то, что они полагали, будто Всевышний ненавидит их.

Моше сказал о том, что евреи «возроптали в шатрах своих». Это значит, что кроме открытых претензий, которые они высказали ему, Моше, они еще и скрытно высказывали недовольство между собой в своих шатрах. Что имеется в виду?

Раши цитирует Мидраш. Евреи были недовольны самим фактом исхода из Египта, «поливного поля, которое орошается поднимающимся Нилом» и предстоящим приходом в Землю Израиля, которая зависит от дождей.

Оба обвинения – и то, что Б‑г ненавидит евреев, и то, что Египет лучше Земли Израиля, – абсолютно ложны.
Во‑первых, очевидна бесконечная любовь Творца к Своему народу, ради которого Он сотворил великие чудеса во время исхода из Египта и в пустыне.
Во‑вторых, очевидно, что Земля Израиля, которую Он обещал благословить дождями, лучше Египта, где для орошения полей водами Нила нужно было строить специальные сооружения.

Евреи не смели предъявлять свои претензии открыто, а лишь «роптали в шатрах». Это показывает, что их обвинения были лживыми.

Но при всём при этом, как подчёркивает Раши, «Он любит вас!» И напоминание об этом звучит в субботу перед 9 Ава, чтобы укрепить и поддержать евреев во время траура, напомнить им о том, что несчастье и горе временны, и что Всевышний непременно утешит Свой народ и выведет его из изгнания.

LPS
Сообщения: 3001
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 17 июл 2013, 00:59

ГЛАВА ВАЭТХАНАН * ואתחנן I
(14.07.2013 – 20.07.2013)



Моше рассказал народу Израиля, как он умолял Всевышнего, чтобы Он позволил ему войти в Святую Землю, но Б‑г ему отказал. Вместо этого Он повелел Моше взойти на гору и взглянуть на Землю Израиля.

Моше сказал об исходе из Египта и о Даровании Торы: «Случалось ли когда-нибудь нечто, как это великое дело, или слыхано ли подобное ему? Слышал ли народ голос Б‑га, говорящего из среды огня… и остался в живых? Тебе было явлено, чтобы ты знал, что Г‑сподь есть Б‑г, нет другого, кроме Него!»

Моше предсказал, что в будущих поколениях евреи отвернутся от Б‑га, станут служить идолам и будут изгнаны из своей земли и рассеяны среди других народов. Но там они будут искать Б‑га и снова станут соблюдать Его заповеди.

Глава включает повторение Десяти Заповедей; отрывок «Слушай, Израиль: Г‑сподь – Б‑г наш, Г‑сподь один!», который провозглашает главный принцип иудаизма – единство Б‑га; заповедь любви к Творцу; повеление изучать Тору; заповеди о тфилине и мезузе.

В этой главе Моше напомнил еврейскому народу о Даровании Торы на горе Синай, о Б‑жественном Откровении. Моше описал голос Творца, который звучал с горы Синай, как «голос великий и непрерывный». Мидраш приводит несколько толкований слова «непрерывный». По одному объяснению, голос Б‑га не прервался, а продолжает открываться в любую эпоху через пророков и мудрецов в каждом поколении, этот голос – источник всех пророчеств. По другому объяснению, голос Б‑га «разделился на семь голосов, а они разделились на семьдесят языков».

Как известно, все рассказы Торы несут в себе поучение, необходимое нам для служения Творцу. В чём же урок того, что голос, звучавший при Даровании Торы, был «великим и непрерывным»?

Дарование Торы на горе Синай было Б‑жественным Откровением высшей ступени. Десять заповедей начинаются словами «Анохи Ашем» («Я – Г‑сподь»). Слово «Анохи» («Я»), по объяснению Талмуда, – это аббревиатура слов «Ана нафши кетавит йеавит» («Я Себя Самого написал и дал»). То есть Всевышний «вручил Себя Самого» каждому еврею.

Можно предположить, что Б‑жественность раскрылась до такой степени только при Синайском Откровении; что все остальные уровни Торы, раскрытые позднее через пророков и мудрецов, не обладают силой Дарования Торы, не равнозначны тому, как Сам Всевышний «воплотился» в слова Десяти Заповедей.

На это предположение отвечают слова Торы: «Голос великий и непрерывный». Те части Торы, которые раскрылись через пророков и мудрецов, – это продолжение «великого голоса». Во всех постановлениях мудрецов Торы во всех поколениях открывается Сам Всевышний. Так захотел Б‑г, чтобы определённые постановления открылись именно в тот или иной период истории.

Кроме того, как объясняет Мидраш, «непрерывность» голоса Всевышнего означает перевод Торы на семьдесят языков. То есть слова Торы, которые относятся к народам мира (семь заповедей потомкам Ноаха, к соблюдению которых евреи должны призывать народы мира) не второстепенны, это тоже часть «великого голоса» Дарования Торы.

В этих словах также есть намёк на тот период, когда евреи рассеяны среди других народов и говорят на «семидесяти языках». Это рассеяние нужно для того, чтобы евреи освятили этот мир и собрали «искры святости», разбросанные в самых разных его уголках. Когда евреи пользуются этими языками в повседневной жизни (но во имя служения Всевышнему), то в этом есть та же сила, что и в «великом голосе», который прозвучал на горе Синай.

LPS
Сообщения: 3001
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 25 июл 2013, 01:22

ГЛАВА ЭКЕВ * עקב I
(21.07.2013 – 27.07.2013)




Моше продолжил своё последнее обращение к еврейскому народу. Он пообещал евреям, что если они будут соблюдать заповеди Торы, то они будут процветать на Земле Израиля.

Моше упрекнул евреев за грехи, которые они совершили:

грех Золотого Тельца;
бунт Кораха;
грех разведчиков;
«И в Тавейре, и в Масе, и в Киврот‑Атаава сердили вы Г‑спода».

«Строптивы были вы пред Г‑сподом с того дня, как я узнал вас», – сказал Моше.
Но Моше сказал и о том, что Всевышний простил им их грехи, и о вторых Скрижалях, которые Б‑г даровал им после их раскаяния. (Первые скрижали разбил Моше, когда он увидел золотого тельца).

Сорокалетние скитания в пустыне, сказал Моше, во время которых Б‑г питал евреев маном, должны были научить их, что «не хлебом одним живёт человек, а всем тем, что исходит из уст Г‑спода, живёт человек».

Моше восхвалил Землю Израиля, куда евреям предстояло войти:

это земля «текущая молоком и мёдом»;
она особо благословенна семью видами плодов: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, оливки, финики;
она в центре Б‑жественного Провидения.

Моше повелел разрушить идолы народов на Земле Израиля, которых евреям предстояло завоевать.

Моше предостерёг евреев от гордыни: «Берегись, чтобы ты не забыл Г‑спода, Б‑га твоего… Когда будешь есть и насытишься, и дома хорошие построишь и будешь жить в них, и крупный и мелкий скот твой размножится, и серебра и золота у тебя будет много… И скажешь ты в сердце своём: "сила моя и крепость руки моей доставили мне богатство это"».

Эта глава включает отрывок «И вот, если послушаетесь заповедей Моих…». Это вторая часть молитвы «Шма» («Слушай, Израиль!»). Здесь повторяются заповеди, перечисленные в первой части «Шма» (в главе «Ваэтханан»); говорится о награде за исполнение воли Всевышнего и о наказании (голод, изгнание) за нарушение Его воли.

После трёх траурных недель (они связаны с разрушением двух Храмов и с темой изгнания, отверженности) идут «семь недель утешения».

Когда мы говорим об изгнании и освобождении, нужно помнить талмудический принцип: правильный диагноз – половина исцеления. Если человек не знает, что он болен, то у него мало шансов на исцеление.

Чтобы победить изгнание, надо осознать своё положение и понять его причины. Если народ не чувствует, что он в изгнании, ему трудно надеяться на освобождение.

Прежде, чем наши предки удостоились войти в Святую Землю, они сорок лет скитались по пустыне. В главе «Экев» (это вторая из семи глав Торы, посвящённых будущему Избавлению) пустыня названа «великой и страшной, где жалящие змеи и скорпионы, где жажда и нет воды». Каждое слово этой фразы описывает как пустыню, так и изгнание. Когда мы, в поисках пути к Избавлению, идём по пустыне изгнания, нам нужен опыт наших предков, которые победили пустыню.

«Великая пустыня» нашего поколения – это огромное безжизненное пространство современного цивилизованного мира, где, казалось бы, нет места Торе. Пустыня царит и в душе человека – в ней осталось совсем мало святого.

Прежде всего, надо перестать считать пустыню «великой». Если окружающий мир кажется великим и доминирующим, а еврейство выглядит второстепенным и «местечковым», то это первый шаг к падению в бездну духовного изгнания.

Затем необходимо избавиться от страха перед пустыней. Если человек не просто считает внешний мир великим, но и боится его, значит пустыня начинает проникать в его внутренний мир. Мы склонны преувеличивать негативные явления, которые происходят вокруг нас. Надо помнить, что если еврей призна́ет над собой власть Творца, над ним не будет никакой другой власти. И стихия пустыни не будет властвовать над ним.

Следующий рубеж изгнания – «зме́и». Яд змеи́ «горячий», от него бросает в жар. Горячность страстей и соблазнов означает, что внешний мир не просто проникает во внутреннее пространство еврея, но перекраивает его на свой лад, заставляет еврейское сердце пламенеть чуждыми идеалами.

Ещё одно явление – «скорпион». Яд скорпиона «холодный», от него лихорадит. Безразличие, холод безучастности и отчуждения опаснее страсти и дурного энтузиазма. Человека горячего, активного, пусть и заражённого чуждой идеей, можно переубедить и направить его жар в нужное русло. Но на равнодушную безжизненность холодного «лежачего камня» словами трудно повлиять.

И последняя часть в описании ужасов пустыни – «жажда и нет воды». Это звучит как тавтология: если нет воды, значит есть жажда; если есть жажда, значит нет воды. Но в Торе нет ни одного лишнего слова.

Вода в иудаизме символизирует Тору. Бывает, что в еврее, оторванном от своих истоков, по милости Свыше просыпается духовная жажда. Однако он, заплутавший в пустыне, ищет утоления жажды где угодно, но только не в Живом Источнике. Мудрецы сравнивают такого еврея с тем, кто стоит в реке и просит воды. Порой достаточно просто подсказать ему: пей!

И самое главное – нужно помнить, что порабощение пустыней начинается со страха. Нельзя бояться пустыни, вовсе она не «великая».

LPS
Сообщения: 3001
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 31 июл 2013, 01:53

ГЛАВА РЭЭ * ראה I
(28.07.2013 – 03.08.2013)



«Смотри, – сказал Моше народу Израиля, – я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие». Благословение &#8211 за исполнение заповедей Всевышнего, проклятие – за их нарушение. На Земле Израиля благословение следует провозгласить на горе Гризим, а проклятие – на горе Эйвал.

«В месте, которое изберет Г‑сподь, чтобы водворить там имя Своё» должен быть построен Храм. Ни в каком другом месте люди не должны будут приносить жертвы Б‑гу.

Лжепророки и те, кто склоняют других к идолопоклонству, должны караться смертью. Город, все жители которого стали поклоняться идолам, надо уничтожить.

Приводятся признаки кошерности животных и рыб, перечисляются некошерные виды птиц.

Десятую часть урожая земледелец должен приносить в место, избранное Б‑гом, и съедать там. (Другой вариант: продать эту часть урожая, прийти на место с деньгами и там купить еду). В определённые годы c этой десятиной надо поступать иначе – отдавать беднякам.

Первенцы крупного и мелкого рогатого надо приносить в Храм, чтобы их мясо ели коэны.

Заповедь благотворительности обязывает еврея помочь нуждающемуся собрату подаянием или займом (без процентов!). В Субботний год, который наступает раз в семь лет, надо простить все долги. Еврейских рабов после шести лет службы следует отпустить на свободу.

Перечисляются законы трёх праздников паломничества: Песах, Шавуот и Суккот. В эти праздники каждый еврей должен предстать перед Б‑гом в Храме.

Все заповеди, связанные с Храмом, перестали действовать после разрушения Храма.


Глава «Рээ» начинается со слов, которые выражают один из главных принципов иудаизма – свободу выбора. Всевышний говорит, обращаясь к народу Израиля: «Смотри, Я даю вам ныне благословение и проклятие. Благословение – если послушаете… а проклятие – если не послушаете…»

Эти выражения нужно объяснить. Творец говорит здесь о себе «Анохи» («Я»), обычно же в этом значении используется слово «Ани». Как правило, слово «Анохи» Тора употребляет, когда речь идёт о необычно большом благословении и изобилии. Например, Десять Заповедей начинаются этим словом. Слово «даю» тоже может намекать на благословение, как сказали мудрецы: «Дающий – даёт щедро». Как эти слова могут относиться к проклятию? Как можно сказать о проклятии, что Всевышний «даёт» его нам как подарок?

Зачем существует зло?

Чтобы понять это, надо сначала разобраться: для чего даётся благословение и проклятие; другими словами, зачем существуют добро и зло. Много раз в жизни, сталкиваясь с противоборством добра и зла, мы спрашиваем себя: «Зачем вообще Всевышний сотворил зло? Зачем вообще Он создал нечто, противоречащее добру, воюющее с ним, мешающее нам совершать добрые и честные поступки?»

Ответ таков: зло существует для того, чтобы сделать возможной свободу выбора. Если бы в мире существовало только добро, если бы у человека не было никакой тяги ко злу, невозможно было бы выбрать добро по собственной воле. Человек был бы вынужден делать добро – у него бы не было выбора. Только когда есть и путь добра, и путь зла, человек может сам выбирать, как ему жить.

Ценность выбора

Важность выбора в жизни человека неоценима. Это одно из его определяющих достоинств. Ни одно живое существо, кроме человека, не обладает свободой выбора. Животные действуют лишь по своей природе и по своим наклонностям. То же самое относится и к ангелам.

Понятия награды и наказания всегда основаны на свободном выборе. Там, где свободного выбора нет – нет места награде и нет оправдания наказанию. Животные не награждаются за «хорошие» поступки и не наказываются за «плохие», ведь не они выбирают, как поступить. Только человек достоин награды за добрые дела и подлежит наказанию за плохие, потому что у него есть свобода выбора. И его поступки «кладутся на весы» заслуг и провинностей.

Проклятие – благословение

Получается, что зло существует не для того, чтобы сделать человеку плохо. Наоборот, это великое благословение, которое Всевышний дал человеку. Не будь в мире зла – не было бы у человека возможности выбирать. Только наличие зла позволяет человеку сделать свободный выбор в пользу добра. На это и намекают слова «Анохи» и «даю».

То, о чём мы сказали, даёт нам силы не бояться зла. Ведь сам смысл его существования лишь в том, чтобы дать нам возможность выбрать добро. Отсюда следует, что у зла нет никакой самостоятельной сущности, оно лишь позволяет нам сделать собственный выбор и встать на путь добра.

LPS
Сообщения: 3001
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 07 авг 2013, 03:16

ГЛАВА ШОФТИМ * שפטים I
(04.08.2013 – 10.08.2013)




Моше заповедовал народу Израиля назначить судей и судебных исполнителей во всех городах. «К справедливости, к справедливости стремись!» – повелел Моше евреям. Он предостерёг их от взяточничества и лицеприятия.

Все правонарушения надо тщательно расследовать. Суд должен исследовать показания свидетелей. Для обвинения и приговора необходимо не меньше двух свидетелей. Лжесвидетель получает то, что замышлял против ближнего.

В каждом поколении, сказал Моше, будут мудрецы, которые будут обязаны толковать и разъяснять Закон: «По учению, которое они укажут тебе, и по закону, который они скажут тебе, поступай. Не уклоняйся от того, что они скажут тебе, ни вправо, ни влево».

Глава содержит запреты идолопоклонства и колдовства, законы о назначении царя и о его поведении, законы о городах-убежищах (это укрытия для совершивших неумышленное убийство).


Даются законы ведения войны:
тот, кто только что женился, или построил дом, или посадил виноградник, или тот, кто боится и «робок сердцем», освобождается от службы;
перед тем, как напасть на город, надо предложить его жителям мирные условия;
запрещено бессмысленно уничтожать ценности, например, нельзя срубать фруктовые деревья во время осады города.
В конце главы приводится заповедь об «эгла аруфа». Если в поле находят тело человека, убитого неизвестными, то старейшины города, ближайшего к месту убийства, в виде искупления берут тёлку и проламывают ей шею. Это подчеркивает ответственность общины и её руководителей не только за то, что они делают, но и за то, что, возможно, они могли предотвратить.


Слова из главы «Шофтим» «Человек – дерево полевое» часто приводятся в еврейских книгах. Тора сравнивает человека с деревом, именно поэтому Новый год деревьев (Ту‑Бишват) мы отмечаем как праздник (в отличие, скажем, от Нового года животных).

Какая связь между человеком и деревом? Ведь человек – венец Творения, а дерево относится к царству растений, оно находится на низком уровне создания, даже ниже животных. Какое сущностное свойство дерева позволяет именно его уподобить человеку?

Уникальное свойство растения – это его привязанность к источнику своего существования, к земле. Люди и животные тоже получают пропитание от земли (и даже были сотворены из неё), однако им не нужно быть напрямую связанными со своим корнем, со стихией, их породившей. Растение же должно быть постоянно соединено с землёй.

Особенно это относится к деревьям – самым долговечным представителям растительного мира. Они испытывают на себе смену времён года, но, тем не менее, плодоносят из года в год (в отличие от однолетних растений, которые гибнут в конце своего сезона). Это указывает на чрезвычайно сильную связь деревьев с землёй, которую не могут поколебать даже сезонные изменения погодных условий.

В этом смысле человека можно сравнить с полевым деревом. И он в своей истинной сущности неотделим от своего источника. Душа человека нуждается в постоянной и непрерывной связи с корнем своей жизненной силы. Связь с источником жизни – это именно то свойство растения, которое человек должен в себе укреплять.

Источник жизни человека – это Тора, как сказано: «Они (слова Торы) – наша жизнь». Именно из Торы еврей черпает душевные силы. Однако лишь для малой части еврейского народа изучение Торы – основное занятие. В большинстве же своем евреи должны, посвятив себя всецело изучению Торы на какое‑то время в начале жизни, идти затем из «шатра учения» в мир, чтобы исполнять Б‑жественную миссию – «создать Ему, Благословенному, жилище в нижних мирах».

Тем не менее, нужно помнить, что человек сравнивается с деревом: даже когда оно возвышается над землёй, своими корнями оно постоянно связано со своим источником. Так же и человеку нужно, даже находясь на этапе жизненной «гонки», чувствовать связь с тем временем, когда он занимался лишь изучением Торы. И эта связь не должна ограничиваться только воспоминаниями, но должна быть прочной и явной настолько, чтобы человек ощущал, что Тора – это источник и его нынешней жизни. И точно так же то время, пусть и непродолжительное, утром и вечером, которое он устанавливает для ежедневного изучения, должно оказывать воздействие на всю его повседневную жизнь, чтобы весь его день был пронизан влиянием и духом Торы.

LPS
Сообщения: 3001
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 20 авг 2013, 02:20

ГЛАВА ТЕЦЕ * תצא I
(11.08.2013 – 17.08.2013)



74 из 613 заповедей Торы содержатся в главе «Теце».
Они включают в себя:

закон о «красивой пленнице»;
закон о наследственных правах первенца;
закон о «восставшем сыне»;
закон о погребении умершего;
закон о возвращении пропажи;
запрет забирать из гнезда мать птенцов вместе с птенцами;
заповедь построить ограду вокруг крыши нового дома;
запрет разных форм килаим – смешения растений или животных.

Описываются наказания за прелюбодеяние, изнасилование, соблазнение незамужней девушки. Определяется наказание мужу, который ложно обвинит свою жену в супружеской неверности.

Определенным категориям евреев запрещено вступать в брак с евреями по крови:

мамзерам (рожденным от запрещенной связи);
мужчинам-прозелитам из народов Моава и Аммона и их потомкам-мужчинам;
прозелитам из народов Эдома и Египта и их детям (т. е. лишь до второго поколения).

Такие евреи могут вступать в брак только с прозелитами.

Глава также содержит:

законы о чистоте военного лагеря;
запрет возвращать раба, бежавшего в Землю Израиля из другой страны;
обязанность платить подённому работнику вовремя;
обязанность позволять и людям, и животным есть во время уборки урожая;
предписания об обращении с должником;
запрет взимать процент с займа;
законы о разводе (из них выводятся многие законы о браке);
закон про йибум (левиратный брак) – если мужчина умер бездетным, брат умершего должен жениться на его вдове; если брат не хочет на ней жениться, то совершается халица («разувание»).

Глава завершается повелением: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта».

Первая фраза главы «Теце» говорит о войне: «Когда выйдешь ты войной на врагов твоих, и отдаст его Г‑сподь, Б‑г твой в руки твои…» На первый взгляд, в предложении допущена грамматическая ошибка: сначала о врагах сказано во множественном числе, а потом – в единственном.

В Торе каждая деталь выверена с абсолютной точностью. У каждой детали есть и свой скрытый смысл, который находится за пределами простого понимания текста. Приведённый отрывок в прямом смысле говорит об обычной войне, но также содержит намёк на войну, происходящую в душе человека.

Враги тела и души

У еврея есть враги двух видов: те, которые воюют против самого существования еврея – против его тела; те, которые покушаются на особую святость еврея – его душу. Тора объединяет оба эти вида в словах «врагов твоих», поскольку тело и душа еврея едины – они вместе служат Творцу. Поэтому враги тела еврея – враги и его души; враги души еврея – они же и враги его тела.

Тора учит нас, как надо воевать с этими врагами. Прежде всего – «когда выйдешь на войну» – до того, как встретишь врага, необходимо наполниться чувством веры в Творца. Надо выходить войной «на врагов твоих», а не «против врагов». (На иврите слово «аль» означает как «на», так и «над»). То есть еврей изначально должен чувствовать своё превосходство над врагами, так как Сам Всевышний идёт с ним и помогает победить.

Чувство превосходства

Если еврей выходит на войну с таким чувством, он обязательно победит. Это будет победой не только над врагами, стоящими перед нашими глазами, но и над первоисточником всех врагов – дурным началом. Ведь именно о нём, о дурном побуждении, сказано в Талмуде: «Это сатана (враг души), и это ангел смерти (враг тела)».

Чувство непоколебимой уверенности в том, что нет в мире силы, способной противостоять добру и святости, позволяет победить не только внешние проявления зла, но и его духовный корень. Об этом говорят слова: «и отдаст его Г‑сподь, Б‑г твой, в руки твои». Сказано в единственном числе: речь идет о дурном начале – корне и источнике всех врагов.

Выкуп пленных

Тора продолжает: «и возьмёшь у них пленных». Случается, что еврей не уберёгся от дурного побуждения, попал в зависимость от него и передал в его власть высшие силы, предназначенные для служения Творцу. Теперь эти силы в плену у дурного начала. Тора обещает нам, что еврей сможет отнять у дурного побуждения эти силы («пленных»). И об этом сказали наши мудрецы, что настоящее раскаяние, возвращение на пути Торы превращает проступки в заслуги.

В конце концов эта война приведёт к истинному Избавлению, когда дурное начало будет совсем уничтожено. Это будет полной и окончательной победой в войне.

LPS
Сообщения: 3001
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 22 авг 2013, 02:29

ГЛАВА ТАВО * תבוא I
(18.08.2013 – 24.08.2013)



Моше повелел, чтобы евреи, когда они поселятся на Земле Израиля, принесли первые плоды урожая в Храм и поблагодарили Всевышнего за всё, что Он им сделал.

Глава включает законы десятин, которые надо отдавать левитам и беднякам.

Подробно описывается, как надо провозглашать благословения на горе Гризим и проклятия на горе Эйвал (об этом уже говорилось в главе «Рээ»).

Моше напомнил евреям, что они – народ, избранный Б‑гом, и что они тоже избрали Всевышнего.

Перечисляются благословения, которые Б‑г даст евреям в награду за исполнение заповедей Торы и проклятия, которые постигнут евреев, если они оставят Тору.

Отрывок из книги раввина Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»

В главе «Таво» говорится о наказаниях, которые постигнут евреев за отказ от Торы. Одно из этих наказаний – ненависть к евреям со стороны других народов. Именно об этом говорит И. Зильбер.

<…> Когда задумываешься над причинами всеобщей ненависти к нашему народу, неизбежно приходишь к выводу, что антисемитизм – явление абсолютно иррациональное, – помните, мы поражались тому, как внезапно и неоправданно изменилось отношение египтян к евреям (гл. «Шмот» одноимённой книги)?

Если в одних странах нас ненавидят за то, что мы бедны и жалки, то в других – за то, что мы богачи, буржуи и эксплуататоры.

Если на одном краю земли мы вызываем ненависть своей крепкой верой, «религиозным фанатизмом», то на другом нас считают распространителями опасного вольнодумства (примерно так относились к евреям России при царе Николае).

В одних местах нас ненавидят за безразличие к судьбе страны, в которой мы живем, за политическую пассивность (например, в средневековой Германии), в других же – там, где мы активно участвуем в общественной жизни (как, например, в средневековой Испании и в Германии перед приходом к власти Гитлера), – нас ненавидят именно за это…

Логики в антисемитизме искать не приходится.

Объясняется эта алогичность чрезвычайно просто: антисемит – орудие в руке Всевышнего, бич, которым Г‑сподь наказывает нас за наши грехи.

Отметим любопытный факт: чаще всего Творец наказывал нас руками тех народов, мировоззрением которых мы увлекались.

Отход евреев от веры в единого Б‑га и Его Тору пророки сравнивают с изменой жены мужу. Вот что ждёт вступивших в развратную связь с чужими религиями: «…Я поднимаю против тебя любовников твоих… и обращу на тебя ревность Мою, и поступят [любовники] с тобою жестоко» (Йехезкель, 23:22, 25).

Существует разновидность насекомых (богомол), самки которых убивают самцов сразу же после спаривания. Нечто подобное происходило и с нами: стоило евреям в очередном любовном приключении оплодотворить чужую идеологию, как та запускала в них свое ядовитое жало.

<…> Египтяне возненавидели евреев, как только те начали им подражать и перестали делать обрезание.

Когда евреи в эпоху судей стали поклоняться филистимскому богу Дагону, филистимляне напали на страну. Они притесняли Израиль и обложили его непосильной данью. И стонал народ до тех пор, пока не удалили они чужих богов из среды своей и стали служить Г‑споду (см. Книга Судей, 10:6‑16).

Во времена Первого Храма евреи стали поклоняться идолам Ассирии и Вавилона (см. Млахим – Книга Царей – II, 16:10 и Йехезкель, 23:9‑17). И в этом случае орудием наказания евреев стал предмет их страсти: <…> ассирийцы изгнали из Эрец-Исраэль десять колен Израиля, а вавилоняне – два оставшихся колена – Йеhуды и Биньямина.

Увлечение эллинизмом привело наш народ к массовому отходу от своей религии, и греки практически беспрепятственно искореняли в Эрец-Исраэль иудаизм, а непокорных уничтожали.

То же произошло и с возникновением христианства: новая религия, созданная евреями-отступниками, сначала способствовала отторжению их самих от народа Израиля, а впоследствии принесла неисчислимые бедствия еврейству, среди которого возникла.

В конце восемнадцатого – начале девятнадцатого веков, в эпоху расцвета немецкой гуманистической философии, благодарные за получение гражданских прав евреи стали преклоняться перед «культурной» Германией. Именно в этой стране зародилось реформистское движение, намеревавшееся «осовременить» иудаизм. Реформисты строили свои синагоги по образцу немецких церквей, молились под аккомпанемент органа, включили в службу пение женского хора… Самые «прогрессивные» из них перенесли день заповеданного отдыха с субботы на воскресенье; они выкинули из молитвы слова «…и приведи нас в Сион, город Твой, с песнями и в Иерусалим, место Храма Твоего, с вечной радостью», ибо взяли на вооружение новую этику, провозглашенную идеологами этого движения: «Нельзя лукавить, обращаясь ко Всевышнему. Мы благодарны Ему за то, что имеем счастье жить в культурной, просвещенной Германии, а не в тёмной, отсталой Азии. Неужели мы станем просить о возвращении обратно?!» Именно в Германии начался процесс массовой ассимиляции евреев, именно там добровольное крещение стало обычным явлением, и именно оттуда распространилось на всю Западную Европу, Польшу и Россию национальное бедствие девятнадцатого-двадцатого веков: отход евреев от Торы. И не случайно страшный удар по еврейскому народу нанесла именно Германия.

Родоначальник «научного» коммунизма Карл Маркс был сыном еврейских родителей, крестившихся, когда мальчику было три года. Этому лжемессии удалось увлечь за собой многих из тех, о ком его сподвижник Энгельс писал: «Еврей революционен по своей природе. Он воспитан на идеалах пророков о равенстве и братстве всех людей».

Значительный процент в компартиях всех стран мира составляли и составляют евреи. Евреи шли в авангарде русской революции и в течение четверти века были одними из самых непримиримых врагов религии своих отцов. Это они виноваты в массовой ассимиляции советского еврейства, это их руками Ленин и Сталин уничтожали нашу древнюю культуру, это они преследовали своих братьев, изучавших Тору и иврит, это они расправлялись с верующими евреями, обвиняя их в контрреволюционности и отправляя в лагеря.

Нам хорошо известна участь этих бывших членов ЦК, ВЦИКа, работников карательных органов – революционеров еврейского происхождения: почти все они погибли в тех самых застенках, куда отправляли братьев по крови, оставшихся верными своему Б‑гу и своему народу. Те из них, кто чудом уцелел, сожалеют, как правило, о том, что натворили, а некоторые, выйдя на свободу, раскаялись и вернулись к еврейству.

Грозные предостережения Г‑спода и здесь сбылись в точности: «…какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что отдалились от Меня, и пошли за пустым, и [сами стали] пустыми?.. Зло твоё накажет тебя, и своенравие твоё обличит тебя, и ты (Иудея – И. З.) узнаешь и увидишь, как плохо и горько [будет тебе за] то, что ты оставила Г‑спода, Б‑га твоего, и не побоялась ты Меня…» (Ирмеяhу, 2:5, 19).

Пророки взывали к народу: «Вернись, Израиль, к Г‑споду, Б‑гу своему, ибо ты споткнулся из‑за своего греха» (Ошеа, 14:2); «Тот, кто знает, пусть вернётся…» (Йоэль, 2:14) – то есть пусть исправит то, что может.

Единственный путь спасения для еврейского народа – возвращение к жизни по Торе. И тогда – «Я буду как роса для Израиля, зацветёт [он], как роза, и пустит корни, как [кедр] Ливана» (Ошеа, 14:6).

LPS
Сообщения: 3001
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 07 сен 2013, 01:13

ГЛАВА НИЦАВИМ * נצבים I
(25.08.2013 – 31.08.2013)


На этой неделе читают две главы – Ницавим и Ваелех.


Эта глава содержит фундаментальные принципы иудаизма.
Единство народа Израиля. «Вы все стоите сегодня перед Г‑сподом, Б‑гом вашим – главы колен ваших, старейшины и надсмотрщики ваши, каждый еврей; дети ваши, жёны ваши и пришелец твой, который в стане твоём; от дровосека до водоноса».
Будущее Избавление. Моше предупредил об будущем изгнании и опустошении Земли Израиля. Это случится из‑за того, что евреи оставят законы Всевышнего. Но затем Моше сказал, что в конечном итоге «обратишься ты к Г‑споду, Б‑гу твоему… И возвратит Г‑сподь, Б‑г твой изгнанников твоих… и снова соберёт тебя из всех народов… Даже если будут изгнанники твои на краю неба – и оттуда соберёт тебя Г‑сподь, Б‑г твой и оттуда возьмёт тебя. И приведёт тебя… в землю, которой овладели отцы твои…»
Практическое значение и непреходящая актуальность Торы. «Заповедь же эта, которую я даю тебе сегодня, не скрыта она от тебя и не далека она. Не на небе она… И не за морем она… Но очень близко к тебе слово это: на устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его».
Свобода выбора. «Смотри, предлагаю я тебе сегодня жизнь и добро; и смерть, и зло. Ибо заповедую я тебе сегодня любить Г‑спода, Б‑га твоего, идти путями Его и соблюдать заповеди Его… Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие – выбери же жизнь!..»
Беседа Любавического Ребе в пересказе раввина Давида Эльдина

В течение года в каждую последнюю субботу месяца мы благословляем наступающий месяц. Но это не так в последнюю субботу элула, последнего месяца года. Наступающий месяц тишрей мы не благословляем.

Причину этого объяснил Алтер Ребе со слов своего учителя, Межирического Магида. Тот слышал это от Бааль Шем Това. «Первый месяц наступающего года благословляет сам Всевышний, и силой этого благословения евреи, в свою очередь, благословляют остальные месяцы года».

Какое же благословение даёт Творец? Оказывается, оно звучит в главе Торы «Ницавим», которую обычно читают в субботу перед Рош‑Ашана: «Вы все стоите сегодня». Слово «сегодня» подразумевает Рош‑Ашана, День Суда. И также сказано в Книге Йова: «и был день»; объяснили наши мудрецы: «и был день Великого Суда». В нашей недельной главе Всевышний обещает, что в Рош‑Ашана, день наступления нового года «вы стоите», то есть вы живы – «оправданы на Суде».

От общего к частному

Благословение, о котором говорит здесь Тора, – общее. Поэтому сразу же после него следует детализация: «…главы колен ваших, старейшины и надсмотрщики ваши… от дровосека до водоноса». В тексте перечисляются все сословия в народе Израиля. Тора говорит, что каждый получает своё особое благословение, необходимое именно ему.

Задача всех этих благословений одна – «чтобы вступить тебе в союз с Г‑сподом, Б‑гом твоим». Заключение союза означает возникновение единства. Когда, например, два человека заключают союз между собой, они как будто становятся единым целым. Такой же должна быть связь между народом Израиля и Творцом. Еврей должен чувствовать, что он и Всевышний – одно целое.

Главное – действовать

Главная цель состоит в том, чтобы дать этому союзу практическое воплощение. Как известно, суд в Рош‑Ашана вершится над материальным миром, и поэтому благословение Всевышнего приходит именно в виде материального изобилия.

Так же и в служении Творцу. Оно не должно остаться только на духовном плане. Служение должно найти своё выражение и в реальных поступках. Сказали мудрецы Мишны: «Основное – не рассуждения, а поступки». Главное – не намерения, а практическое исполнение заповедей. Поэтому закон постановляет: одно лишь намерение недостаточно для того, чтобы заповедь считалась выполненной. Зато практическое исполнение заповеди, даже без должного намерения – засчитывается. (Чтобы исполнение заповеди было совершенным, требуется и намерение).

Подняв голову

Настоящее служение Творцу (в том числе возвращение на пути Торы), благодаря которому заключается союз, удостоит нас благословения Всевышнего в эту субботу. А месяц тишрей будет источником изобилия добра всему народу Израиля на весь год.

Пусть это будет благословение на «хорошую запись и печать» (имеется в виду оправдательный приговор Суда), на добрый и сладкий год – вплоть до раскрытия главного Добра – полного и истинного Избавления с приходом нашего праведного Машиаха. И чтобы смогли мы встретить его с гордо поднятой головой, в ближайшее время.

LPS
Сообщения: 3001
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 07 сен 2013, 01:16

РОШ‑АШАНА * ראש השנה I
1 – 2 ТИШРЕЙ 5774 ГОДА
(4 – 6 СЕНТЯБРЯ 2013 ГОДА)


Рош‑Ашана (еврейский Новый год) празднуется 1‑го и 2‑го тишрей. В 2013 году первый день празника выпадает на 4‑5 сентября, второй день – на 5‑6 сентября.

В Рош‑Ашана провозглашается царство Б‑га над всем миром. 1‑го тишрей был создан прародитель человечества – Адам. И в тот же день он нарушил данный ему Б‑гом запрет и был осуждён на изгнание из Ган-Эдена (Райского Сада). Это был первый Рош‑Ашана, и тогда свершился первый суд над человеком. С тех пор ежегодно в этот день Всевышний судит человечество; Он предопределяет, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году. Как говорит Талмуд, в этот день все без исключения люди проходят перед Творцом, «словно овцы перед пастухом, когда тот пересчитывает своё стадо». Поступки каждого человека тщательно анализируются, и ему выносится соответствующий приговор.

Поэтому Рош‑Ашана – это не праздник в обычном смысле слова. Вкусная еда и нарядная одежда выражают не веселье, а надежду на милосердие Б‑га, на оправдательный приговор. Вместе с тем Рош‑Ашана отличается особой атмосферой серьёзности и тревоги. Поэтому в эти дни не следует развлекаться, гулять, не рекомендуется спать днем, и даже ночью желательно спать меньше обычного. Принято воздерживаться от супружеской близости в обе ночи Рош‑Ашана. Надо как можно больше времени уделить молитве, изучению Торы и чтению псалмов. В Рош‑Ашана не курят, хотя это и не запрещено законом.

В канун первого дня Рош‑Ашана (4 сентября в 2013 году) зажигают праздничные свечи (19:35 в Петербурге). Перед зажиганием свечей произносят два благословения:
ברוך אתה י‑ה‑ו‑ה א‑להינו מלך העולם אשר קדשנו במצותיו וצונו להדליק נר של יום הזכרון
ברוך אתה י‑ה‑ו‑ה א‑להינו מלך העולם שהחינו וקימנו והגיענו לזמן הזה

Перевод благословений:
Благославен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу в честь Дня Памяти!
Благославен Ты, Г‑сподь, Б‑г наш, Владыка Вселенной, который даровал нам жизнь, и поддерживал её в нас, и дал нам дожить до этого времени!

Транслитерация благословений, ашкеназское произношение:
Борух Ато А‑дойной Э‑лойэйну Мэлэх Оойлом ашер кидшону бэмицвойсов вэцивону лэадлик нэйр шел Йойм Азикоройн
Борух Ато А‑дойной Э‑лойэйну Мэлэх Оойлом шеэхэйону вэкиймону вэигиону лизман азэ

Транслитерация благословений, сефардское произношение:
Барух Ата А‑донай Э‑лоэйну Мэлэх Аолам ашер кидшану бэмицвотав вэцивану лэадлик нэр шель Йом Азикарон
Барух Ата А‑донай Э‑лоэйну Мэлэх Аолам шеэхэйану вэкийману вэигиану лизман азэ

После вечерней молитвы первого дня Рош‑Ашана (4 сентября в 2013 году) приветствовуют друг друга: «Лешана това тикатэв вэтэхатэм» (при обращении к мужчине) или «Лешана това тикатви вэтэхатми» (при обращении к женщине). Это означает «Пусть будешь ты записан (записана) на добрый год, и пусть будет эта запись скреплена печатью!»


После этого делают кидуш (освящение праздника над бокалом вина) и трапезу.
Во время трапезы соблюдают ряд обычаев, символизирующих желание удостоиться доброго нового года:
после благословения над хлебом его обмакивают не в соль, как обычно, а в мёд;
берут дольку сладкого яблока, окунают её в мёд и произносят благословение «…творящий плод дерева», после чего говорят: «Да будет воля Твоя на то, чтобы новый год был добрым и сладким!»;
многие едят баранью голову (в память о ягненке, принесённом в жертву вместо Ицхака) или голову рыбы (чтобы в наступающем году «быть головой, а не хвостом»);
едят гранат – «чтобы наших заслуг стало много, как зёрнышек в гранате»;
едят морковь – на иврите «гэзэр», что созвучно выражению «гзар дин», т. е. «приговор суда» – мы надеемся, что он будет оправдательным;
едят рыбу – чтобы мы «множились как рыбы в море»;
не едят кислое, горькое, острое, ведь мы просим у Б‑га сладкого года;
не едят орехи, так как гиматрия (числовое значение букв) соответствующего слова на иврите – «эгоз» равна гиматрии слова «хэт» – «грех».
Важнейшая заповедь Рош‑Ашана – слушать трубление в шофар (утром 5 сентября в 2013 году). Трубление символизирует коронацию Всевышнего как Царя мира. Кроме того, звук шофара, похожий на плач ребёнка, символизирует крик нашей души, обращённый к Б‑гу.

До того, как послушают трубление в шофар, не едят и не пьют (если это не повредит здоровью). Слушать звуки шофара принято стоя. Ток, кто трубит в шофар, перед трублением произносит два благословения: «…повелевший нам слушать звук шофара» и «…который даровал нам жизнь». Присутствующие слушают эти благословения и отвечают на них: «Амен!» После произнесения благословений и до последней серии трубных звуков в конце молитвы запрещено говорить что-либо, не относящееся к молитве или к исполнению заповеди о шофаре.

В Рош‑Ашана принято приводить детей в синагогу слушать шофар и приучать их вести себя соответствующим этому моменту образом. Совсем маленьких детей матери должны держать около себя, так как, в принципе, женщины освобождены от исполнения заповеди слушать шофар, и если ребенок помешает матери сосредоточиться, это не будет считаться нарушением заповеди.

После молитвы делают кидуш и трапезу. Обычаи те же, что и вечером (кроме обычая про яблоко с мёдом – этого в дневной трапезе не делают).

В первый день Рош‑Ашана после полудня и до наступления вечера совершают обряд "Ташлих". Он проводится около воды, символизирующей, согласно Каббале, милосердие. Желательно выбрать водоём, где водится рыба, символизирующая плодовитость, жизненную силу. Кроме того, у рыб нет век, что символизирует «Вечноглядящее Око». Во время этого обряда читают молитвы, взывающие к «тринадцати категориям Б‑жественного Милосердия»; символически «вытряхивают» грехи.

Свечи в честь второго дня празника зажигают (от уже горящего огня, разжигать огонь нельзя!) с наступлением ночи (5 сентября в 2013 году, 22:00 в Петербурге). После этого делают кидуш и трапезу, как и в первый вечер.

Есть сомнение, надо ли при наступлении второго дня Рош‑Ашана произносить благословение «Шеэхэйону» («…который даровал нам жизнь»). Чтобы избавиться от этого сомнения, специально создают какой-нибудь повод, позволяющий без сомнения произнести благословение. Так, женщина, которая зажигает свечи, должна надеть новое платье или положить на стол перед собой плод нового урожая. Мужчина, который делает кидуш, кладёт на стол плод нового урожая. Произнося благословение «Шеэхэйону», имеют в виду, что оно относится как к новому платью (плоду нового урожая), так и к зажиганию свечей (кидушу). Если же повод нет возможности создать, «Шеэхэйону» всё равно произносят.

Утром второго дня праздника (6 сентября в 2013 году) опять слушают трубление в шофар; днём ещё раз делают кидуш и трапезу.

«Рош‑Ашана» дословно означает «голова года». Одно из объяснений этого названия: так же, как от головы зависят функции всего тела, от поведения человека в Рош‑Ашана зависит, каким будет для него наступающий год.

В этом, 2013, году сразу после Рош‑Ашана начинается шабат (вечером 6 сентября). Зажигание свечей (от уже горящего огня, разжигать огонь нельзя!) в Петербурге в 20:32. Окончание шабата в Петербурге 7 сентября в 21:53.

LPS
Сообщения: 3001
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 07 сен 2013, 01:17

ГЛАВА ААЗИНУ * האזינו I
(01.09.2013 – 07.09.2013)



Глава «Аазину» («Внемлите») называется «песнью». Моше провозгласил её перед сынами Израиля в последний день своей земной жизни.

Призывая в свидетели небо и землю, Моше воззвал к народу: «Вспомни дни древности, помысли о годах всех поколений; спроси отца твоего, и он расскажет тебе, старцев твоих, и они скажут тебе». Моше сказал, что Б‑г «нашёл его (еврейский народ) в земле пустынной», сделал евреев избранным народом и наделил их благословенной землёй.

Моше предупредил о ловушке, которую таит в себе изобилие: «И утучнел Йешурун (одно из названий еврейского народа), и стал брыкаться; утучнел ты, растолстел, разжирел; и оставил он Б‑га, создавшего его, и поносил Твердыню спасения своего». Моше сказал о страшных последствиях, которые наступят, когда Всевышний «скроет Своё лицо от них». Тем не менее Моше пообещал, что Б‑г «…за кровь рабов Своих отомстит и мщение воздаст врагам их, и очистит землю Свою и народ Свой».

В конце главы Б‑г повелет Моше взойти на вершину горы Нево, с которой он посмотрит на Землю Израиля перед тем, как умереть на этой горе.


Глава «Аазину» начинается со слов Моше: «Внимайте, Небеса!» В них слышна интонация, с которой обращаются к находящемуся рядом. В следующей фразе говорится: «Да услышит земля речь уст моих». Здесь подчёркивается некая удалённость. Не должно ли быть сказано наоборот?! Нет, говорится в Мидраше: «Моше был близок к Небесам и далёк от земли». Поэтому он и сказал: «Внимайте, Небеса, я говорить буду, и да услышит земля речь уст моих». Мидраш добавляет, что пророк Йешаяу был «далёк от Неба и близок к земле». Поэтому он сказал: «Слушайте, Небеса, и внимай, земля». Его слова зеркально противоположны словам Моше.

Что же мы должны извлечь из этого противопоставления? Ведь слово «Тора» означает «указание», каждое её слово должно содержать для нас практическое повеление и поучение.

Фраза Моше «Внимайте, Небеса, я говорить буду, и да услышит земля речь уст моих» означает, что каждый еврей должен стремиться к Небесам и к тому, чтобы освободиться от земных оков. Но если даже Йешаяу, великий пророк, был ближе к земле, чем к небу, то как же Тора требует большего от каждого еврея?! Если же близость к Небу достижима для любого еврея, почему же Йешаяу не смог достичь этого и подняться на такой уровень?

И ещё одно удивляет. Две фразы, произнесенные Моше и Йешаяу – не отдельные слова из разных эпох. Мудрецы утверждают, что Йешаяу произнёс свою фразу как прямое продолжение фразы Моше. Но если пророк говорил о себе, сопоставляя своё состояние с состоянием Моше, он должен был понимать, что ему подняться на уровень Моше куда легче, чем другим людям.

Следует предположить, что Йешаяу считал своё состояние более высоким, чем состояние Моше. Он не жаловался на свою слабость, приземлённость. Наоборот, он сказал, что его путь – продолжение пути Моше, следующая, ещё более высокая ступень духовного восхождения. Йешаяу сначала взошёл на уровень, где пребывал Моше, – «вблизи Небес», а после этого смог добиться большего – быть «рядом с землёй». А так как его слова – часть Торы, они относятся ко всем евреям.

Чтение Торы тесно связано со временем. Каждый отрывок, который читают в определённую неделю, говорит о том, что особенно важно именно в этот момент. Поэтому слова Моше не случайно читаются в Дни Трепета, время самоанализа. Изучение слов двух пророков должно выстроить перед нами истинную иерархию ценностей.

LPS
Сообщения: 3001
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 27 сен 2013, 02:47

ГЛАВА БРАХА * ברכה I
(27.09.2013)



В последней главе Торы «Браха» («Благословение») перечисляются благословения, которые Моше дал каждому из двенадцати колен Израиля перед своей смертью. Благословения Моше напоминают благословения праотца Якова, которые тот дал своим сыновьям, прародителям колен Израиля. (Моше приходится праправнуком Якову.) Моше наделил каждое колено своей индивидуальной ролью внутри народа Израиля.

Моше поднялся на гору Нево, с вершины которой он увидел Землю Израиля. «И умер там Моше, раб Б‑жий, в земле Моавитской, по слову Г‑сподню». Тора завершается словами: «И не было более пророка в Израиле, как Моше, которого Г‑сподь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Г‑сподь совершить в земле Египетской… и по руке сильной, и по каждому диву великому, которые совершил Моше пред глазами всего Израиля».

Беседа Любавического Ребе в пересказе раввина Давида Эльдина

НЕ ПРОСТО МУДРОСТЬ

В последней главе Торы «Браха», которую прочитывают в праздник Симхат‑Тора, звучат очень важные слова: «Тору заповедал нам Моше, наследие общине Якова». С этой фразы начинается учеба еврейского ребёнка.

Ребёнок, который начал учить Тору, уже знает, что есть Мишна, Гемара, Шулхан арух и другие книги, написанные мудрецами Израиля. Почему мы говорим, что Тора пришла от Моше? Ответ заключается в том, что Моше-рабейну получил всю Тору, включая и её открытую, и тайную части, как сказали мудрецы: «Всё, что в будущем мудрец откроет в Торе, было сказано Моше на горе Синай».

Трудно для понимания

Дарование Торы произошло только один раз. На горе Синай через Моше нам была дана вся Тора. При этом есть части Торы, которые были объяснены сразу, при даровании, а есть части, которые стали понятны в последующих поколениях благодаря комментариям мудрецов. Есть в Торе и вещи закрытые, которые раскроет только Машиах. И всё это содержится в Торе, которую «заповедал нам Моше».

Именно с этого мы начинаем учить маленького ребёнка, несмотря на то, что ему трудно воспринять такую непростую истину. Здесь мы не считаемся с необходимостью идти при обучении от простого к сложному, пока ребёнок не насчет понимать столь глубокую идею. Мы всё-таки начинаем обучение именно с этой фразы.

Б‑жественная сущность

В этом проявляется истинная сущность Торы. Если бы Тора содержала в себе только мудрость и знание, не было бы смысла начинать обучение с такого глубокого и трудного для восприятия момента. Но сущность Торы не в доступной человеческому разуму мудрости. Внутренняя сущность Торы – это Б‑жественная святость, которая выше всякого понимания. И именно это стараются внедрить в сознание ребёнка с самого начала обучения.

Всевышний как бы вместил самого Себя в Тору. Изучая Тору, мы, пользуясь выражением Талмуда, «берём» Творца. Во время изучения Торы еврей соединяется с сокровенной мудростью Создателя – и здесь нет разницы между взрослым и ребёнком. Поэтому с самого начала объясняют маленькому ребёнку, что Тора, которую он учит – Б‑жественна. Ребёнку объясняют, что Тора была дана Моше и передана ему, ребёнку, как «наследие». Так передаётся наследие отца даже однодневному младенцу.

Радость, выражаемая ногами

Всё это выраженается в обычае народа Израиля праздновать Симхат‑Тору. Мы не отмечаем этот праздник углублённой учёбой, направленной на то, чтобы почувствовать невероятное величие Торы и таким образом прийти к радости. Обычай состоит в том, что мы берём свиток Торы, завязанный и покрытый чехлом, и танцуем с ним.

Этим мы выражаем истинную сущность Торы. Мы не смотрим на неё, только как на источник мудрости. Наша радость вызвана Б‑жественной сущностью Торы, которая выше всякого понимания. В этом равны и мудрец и простой еврей, и поэтому все могут радоваться и танцевать в праздник Симхат‑Тора.

LPS
Сообщения: 3001
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 27 сен 2013, 02:48

ГЛАВА БЕРЕШИТ * בראשית I
(28.09.2013)



Б‑г сотворил Вселенную за шесть дней.

Первый день. Свет и тьма.
Второй день. Небесный свод, разделивший «воду, которая под сводом, от воды, которая над сводом».
Третий день. Разделение воды и суши. Травы и деревья.
Четвёртый день. Солнце, луна и звёзды – они должны служить как светила и для отсчёта времени.
Пятый день. Водные животные и птицы.
Шестой день. Наземные животные. Человек.

В седьмой день Б‑г прекратил работу и освятил его как день покоя.

Б‑г создал человека «из праха земного» и вдохнул в него «душу живую». Изначально человек создан единым существом: «И сотворил Б‑г человека… мужчину и женщину – сотворил Он их». Но потом Творец провозгласил: «нехорошо быть человеку одному». Б‑г отделил от человека одну сторону («ребро» – неточный перевод) и «перестроил в женщину». Затем Он воссоединил мужчину и женщину союзом брака.

Б‑г поместил Адама и Хаву в Ган‑Эден (Райский Сад). Он повелел им не есть от дерева познания добра и зла. По наущению зме́я Хава нарушила запрет: она сама съела плод дерева познания и дала съесть мужу. В результате этого греха человек лишился бессмертия и был изгнан из Ган‑Эдена.

Хава родила двух сыновей – Каина и Эвеля. Братья поссорились и Каин убил Эвеля. В наказание Каин был обречён на вечные скитания.

У Адама родился третий сын, Шет. Потомок Шета, Ноах, остался единственным праведником в развратившемся мире.

В библейском описании сотворения мира поражает своей загадочностью одна деталь – свет, созданный раньше всего остального, созданный тогда, когда не существовало ещё ни единого творения, способного им воспользоваться. Объяснение, данное мудрецами, лишь добавляет таинственности – они говорят, что первозданный свет был сразу же скрыт и предназначен «для праведников в Будущем мире». Беседа Любавического Ребе разрешает это противоречие и объясняет, какое значение имеет рассказ о сотворении мира для каждого отдельного человека, для выбора человеком своего жизненного пути.

НАЧАЛО ТВОРЕНИЯ

«И сказал Б‑г: да будет свет. И стал свет» (Берешит 1:3). Таким было первое из речений Б‑га, посредством которых Он творил мир, и свет был самым первым из Его творений.

Но почему именно так? Ведь свет не имеет ценности сам по себе. Его ценность обусловлена существованием других творений, которые нуждаюся в свете. Зачем создавать свет, когда нет ещё абсолютно ничего?

Мы не можем сказать, что сотворение света было лишь подготовкой к появлению последующих творений. Ведь если бы это было так, то свет был бы сотворён позже – перед созданием растений (им свет нужен для роста) и животных (они способны отличить свет от тьмы).

СКРЫТЫЙ СВЕТ

Мудрецы в Талмуде объясняют, что первозданный свет был сразу же скрыт и предназначен «для праведников в Будущем мире». Это объяснение выглядит парадоксом. Если цель света – освещать, то зачем понадобилось его спрятать сразу после сотворения?
(Мудрецы объясняют, почему свет следовало спрятать. Но всё же надо понять, для чего Б‑г, предвидя такую необходимость, всё-таки сотворил свет в самом начале.)

Ещё один комментарий взят из книги «Зоар». Там указывается, что гематрии (численные значения) ивритских слов «ор» («свет») и «раз» («тайна») совпадают. Это указывает на наличие связи между соответствующими понятиями. Опять парадокс. Свет – это нечто явное, а тайна – нечто скрытое; какая связь между этими противоположными понятиями?

АРХИТЕКТУРА ВСЕЛЕННОЙ

Для разрешения этих противоречий рассмотрим замечание, приведенное в Мидраше: «Как царь, желающий построить дворец, не делает это беспорядочно, а сверяется с планами архитектора, так и Б‑г смотрел в Тору и творил мир».

Иными словами, рассматривая порядок создания человеком чего-либо, требующего предварительного планирования, мы можем лучше понять порядок создания Б‑гом мира.

Сначала человек мысленно определяет конечную цели работы и лишь затем приступает к труду. Нечто подобное можно сказать и про сотворение мира Б‑гом. Целью сотворения мира – системы, в которой Б‑жественный свет скрыт за завесой материальности – было его очищение с последующим восстановлением первозданного Б‑жественного света. Целью Всевышнего было построение «Его обиталища в нижних мирах». Это означает, что состояние Его сокрытия (тьма) должно впоследствии трансформироваться в состояние Его явного присутствия (свет).

Поскольку свет был конечной целью творения (то есть первым по порядку замысла), он и был сотворен в первый день. Цель всего последующего творения отражена в первом речении Всевышнего: «Да будет свет».

СВЕТ, КОТОРЫЙ ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ

Намёк на свет содержится и в описании всех последующих дней творения. Описание каждого дня завершается фразой «И увидел Б‑г, что это хорошо». Слово «хорошо» намекает на свет, как сказано: «И увидел Б‑г свет, что он хорош» (Берешит 1:4). Следовательно, свет присутствовал в каждом дне творения. Но как это возможно, ведь свет – это конечная цель творения и он присутствует в явном виде лишь в самом начале?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что цель может проявлять себя двояко:
а. в явном виде на начальном этапе работы;
б. в неявном виде на всех этапах работы, направляя и корректируя каждый шаг в соответствии с исходным замыслом.

Отсюда следует, что первозданный свет существовал как бы в двух измерениях. Сначала – в первый день творения, до появления чего бы то ни было другого – в открытой форме как цель мироздания. Затем – в последующие дни – в неявной форме, направляя дальнейшие этапы творения и приводя их в соответствие с генеральным планом.
(Когда Тора говорит о свете в его открытой форме, она упоминает свет прямым текстом. Когда Тора говорит о свете в его неявной форме, она упоминает свет лишь намёком.)

РАСКРЫТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ

Теперь мы можем понять, почему «Зоар» указывает на связь между понятиями «свет» и «тайна»; и почему мудрецы говорят, что свет был скрыт и предназначен для праведников в Будущем мире.

Когда здание еще строится, его окончательная форма не видна и существует лишь в планах архитектора. Она становится очевидной для всех только по завершении работы.

Так и наш мир. Только когда наша работа в течение шести тысячелетий, предшествующих приходу Машиаха, приведет мир к завершённому состоянию, раскроется конечная цель его создания («свет»).
(Шесть тысячилетий до прихода Машиаха соотвествуют шести дням творения. Времена Машиаха будут соответствовать седьмому дню – Шабату).

Этот свет сейчас скрыт, но в Будущем мире (когда наше служение в этом мире завершится) он снова будет сиять, как в первый день творения.

Но всё скрытое где‑то находится. Где же скрыт первозданный свет? Мудрецы отвечают: в Торе. Как чертежи направляют руку строителя, так Тора направляет нас (через её изучение и выполнение её заповедей), чтобы мы привели мир в совершенное состояние.

ОТ МИРА К ЧЕЛОВЕКУ

Каждый человек – мир в миниатюре; судьба мира – это его судьба. Таким образом, рассмотренный нами порядок творения мира применим и к отдельной личности.

«Свет» – конечная цель существования каждого еврея. Каждый еврей призван преобразовать окружающую его действительность в «свет». Здесь есть два способа: удаление тьмы (зла) путём воздержания от греха; активная трансформация тьмы в свет путём совершения добра.

Порядок действий человека в ходе реализации этой программы должен быть таким же, как и порядок Б‑жественного творения. Вначале следует сформулировать цель. Это пробуждает душу от спячки. Человек ощущает себя «новым творением». И в этом состоянии человек должен осознать, что задача его существования выражена в словах «Да будет свет».

А затем, сделав первый шаг, он должен отразить эту цель во всех своих последующих действиях, сверяя их с Торой – генеральным планом мироздания.

ОТ ТЬМЫ К СВЕТУ

Если свет – цель всего сотворённого, то и тьма имеет своей целью свет. Ведь цель существования тьмы не в том, чтобы её избегать (не в том, чтобы предоставить человеку возможность выбора между добром и злом), но в том, чтобы её трансформировать в свет.

И если даже человек впадает иногда в отчаяние, тщетно пытаясь в тьме мира добиться победы света и превратить зло в добро, то именно для этого и сказано о начале творения: «В начале сотворил Б‑г…» (другой перевод – «ради начала»). И мудрецы толкуют это так: «Ради народа Израиля, названного "началом творений Всевышнего", и ради Торы, названной "началом пути Всевышнего"».

Мир был создан для того, чтобы еврейский народ с помощью Торы преобразовал его в вечный свет явного Б‑жественного присутствия. Об этом говорится в мессианском пророчеством Йешаягу (60:19): «Не будет больше солнце светом дневным для тебя, и сияние луны не будет светить тебе, но будет тебе Г‑сподь светом вечным…»

LPS
Сообщения: 3001
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
Re: Вечный Закон

Сообщение LPS » 16 окт 2013, 02:50

ГЛАВА ЛЕХ * לך I
(06.10.2013 – 12.10.2013)



Б‑г повелел Авраму: «Уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе». Именно на этой новой земле осуществится обещание Б‑га: «И Я сделаю тебя народом великим».

Аврам, его жена Сарай и племянник Лот отправились в землю Кнаан. Там Аврам построил жертвенник Всевышнему и продолжил распространять среди людей знание о Едином Б‑ге.

Наступил голод. Авраму пришлось отправиться в Египет. Там Аврам и Сарай назвали себя братом и сестрой. Благодаря этому Аврам избежал возможной гибели, но прекрасную Сарай забрали во дворец фараона. Б‑г поразил фараона язвами – это не позволило ему притронуться к Сарай. Тогда фараон вернул Сарай Авраму и, в качестве извинения, одарил его золотом, серебром и стадами скота.

Аврам, Сарай и Лот вернулись в землю Кнаан. Лот отделился от Аврама и поселился в развращённом городе Сдоме. В это время войска месопотамского царя Кедарлаомера и трёх его союзников завоевали пять городов-государств в долине Сдома. Завоеватели взяли в плен Лота. Аврам с небольшой группой соратников отправился в погоню, чтобы вызволить своего племянника. Аврам победил четырёх царей. После этого он получил благословение от Малки-Цедека, царя Шалема. (Малки-Цедек, в соответствии с Талмудом, – это Шем, сын Ноаха. Шалем – Иерусалим).


Б‑г заключил с Аврамом союз и сообщил ему при этом несколько важных вещей:
у него будет многочисленное потомство;
его потомки попадут в изгнание, где их будут угнетать, но потом они выйдут из рабства;
Святая Земля предназначена его потомкам как вечное наследие.
Через десять лет после прихода в землю Кнаан Сарай, всё ещё бесплодная, сказала Авраму, чтобы он женился на её служанке Агари. Аврам послушался Сарай. Когда Агарь забеременела, она перестала уважать свою госпожу. Сарай стала притеснять Агарь и та убежала от неё. Тогда ангел велел Агари вернуться и сообщил, что её сын станет родоначальником многочисленного народа. На 86 году жизни Аврама Агарь родила ему сына. Его назвали Ишмаэль.

Тринадцать лет спустя Б‑г дал Авраму имя Авраам («отец множества народов»), а Сарай дал имя Сара («владычица»). Б‑г пообещал, что у них родится сын, которого они должны будут назвать Ицхак («рассмеётся»); от Ицхака произойдёт великий народ, с которым Б‑г заключит особый союз. Б‑г повелел Аврааму сделать обрезание себе и домочадцам; Он дал заповедь об обрезании и всем потомкам Авраама. Обрезание – это «знак союза между Мною и вами».


БЕСЕДА ЛЮБАВИЧЕСКОГО РЕБЕ

5752 (1992) ГОД


Тора дана на все времена. Всё, сказанное в Торе, относится и к нам. В этой беседе задаётся вопрос: как относится к нам история Авраама? Ведь те события давно прошли.

В недельной главе Торы «Лех» есть нечто особенное. Эта глава рассказывает о первом еврее в мире – праотце Аврааме, о повелении Всевышнего: «Уходи со своей родной земли», о союзе «между рассечёнными частями животных» и об обещании дать в наследство потомкам Авраама Землю Израиля. С этого начинается рассказ Торы о первом еврее, к тому же в этой главе отражено общее содержание Торы и иудаизма.

Со времён Авраама начался новый период в мире: 2000‑летний период Торы. Первые два тысячелетия от соворения мира наши мудрецы назвали 2000 годами хаоса, а с появлением Авраама началась подготовка к дарованию Торы.

Слово «Тора» происходит от слова «ораа» – указание, учение. И это не случайно. Ведь всё, что написано в Торе, – это указание на все времена для каждого из нас. Читая Тору, мы знаем, как себя вести в нашей повседневной жизни, как поступать в том или ином случае. Те события, о которых рассказывается в нашей недельной главе, должны научить нас чему‑то в практическом плане, а не просто рассказать о том, что случилось с Авраамом.

Тору мы получили уже давно, и с тех пор мы изучаем её много лет. Если так, то как же мы можем изучать и выполнять СЕГОДНЯ то, о чём говорится в главе, посвященной ПОДГОТОВКЕ к получению Торы? Особенно, если учесть, что удвоение слов «лех леха» («уходи») указывает на движение вверх, при котором каждая последующая ступень неизмеримо выше предыдущей.

Частичный ответ на этот вопрос скрыт в благословении, которое мы произносим каждый день: «Благословен Ты, Г‑сподь, дающий Тору». Почему мы говорим в настоящем времени – «дающий», а не в прошедшем – «дал», «давший»? Потому что каждый день мы получаем Тору заново, на всё более и более высоком уровне! И готовиться к этому получению тоже надо на всё более и более высоком уровне – «лех леха». В конце концов в результате этого поднятия «новая Тора от Меня выйдет» – раскроется Тора Машиаха при полном и настоящем Освобождении!

Эти же соображения касаются и продолжения нашей главы, где рассказывается, как Авраам шёл по Земле Израиля. Наши мудрецы говорят, что в результате этого его похода, в результате обещания Всевышнего «твоему потомству дам землю эту» Земля Израиля была предназначена для нас. Если так, то что же мы учим сегодня из истории, которая уже произошла? Ведь мы уже получили землю.

Если вдуматься в благословение Всевышнего, данное при заключении союза «между рассечёнными частями животных», станет понятно, что мы ещё не получили всю обещанную нам землю. Всевышний пообещал Аврааму землю, на которой тогда проживали 10 народов. Но за всё это время мы получили земли только 7 народов. А земли остальных 3 народов мы получим только после прихода Машиаха.

Получается, что сейчас мы ещё не в идеальном состоянии: как в том, что касается получения Торы, так и в том, что касается получения земли Израиля. Более того, мы ещё ни разу не достигали ситуации, когда все евреи живут на Земле Израиля. А ведь только такая ситуация является совершенной ступенью, в том числе в вопросах выполнения заповедей. Например, заповедь юбилейного года можно выполнить только когда все евреи (или хотя бы большинство евреев из каждого колена) живут на Земле Израиля.

Совершенство будет достигнуто только во времена Машиаха, когда все евреи со всех концов земного шара будут жить на Земле Израиля. А пока и в получении Торы, и в получении Земли Израиля, и в том, что касается жизни на ней, мы не достигли совершенства и сейчас готовимся к той идеальной ситуации, которая наступит в будущем. Так что рассказ Торы о Аврааме для нас до сих пор более, чем актуален.

Мы – последнее поколение изгнания и первое поколение Освобождения. Все подготовки уже закончились, и сейчас самое время для последней подготовки – к получению Торы и Земли Израиля в их совершенстве.


Ответить