История России

Ответить
Amy
Сообщения: 2214
Зарегистрирован: 24 дек 2011, 02:36
История России

Сообщение Amy » 20 авг 2012, 03:00

ИСТОРИЯ РОССИИ

Призовые часы в Царской армии


Изображение
Вслед за распространением часов в гражданском обществе и военной среде постепенно начала формироваться их наградная функция. В эпоху Николая I часы, наряду с другими предметами ювелирного искусства, получили статус императорского подарка, награждение которым стало приобретать регулярный характер. Главным образом эти подарки предназначались для высшей знати, сановников, чиновников, генералов и офицеров.

Императорский Кабинет пользовался услугами таких швейцарских фирм как, «Zucien Brandt» или знаменитой «Нг. Moser & С-е», производивших дорогие — золотые, украшенные эмалями и драгоценными камнями часы.

Изображение

По мере расширения производства часов, а, следовательно, их удешевления и доступности, часы, главным образом, серебряные, все активнее стали использоваться как награда и для нижних чинов. В годы царствования императоров Александра II, Александра III и Николая II для поощрения нижних чинов из Императорского Кабинета стали выдаваться серебряные, редко — золотые, часы, украшенные гравировкой.На верхней их крышке помещался портрет императора, на нижней — изображение Государственного герба или специального картуша, отображающего пехотную, кавалерийскую, артиллерийскую, морскую или иную тематику — в зависимости от того, кому предназначалась награда.

Изображение

Серебряные часы с гравированным портретом Николая II на верхней крышке встречаются крайне редко, что объясняется незначительным количеством пожалований, которые, главным образом, состоялись в первые годы царствования. Более широкое распространение, в качестве награды нижним чинам, выдаваемой из Кабинета Николая II, получили серебряные часы торгового дома «Павел Буре» с изображением эмалевого или накладного герба Российской империи.

Изображение
Часы карманные с вензелем императора Николая II. Торговый дом «Павел Буре». Начало XX в. Золото, бриллианты. Подарок из Кабинета Его Императорского Величества. Русский национальный музей.

Серебряные часы, жалуемые государем и императрицами, наряду с другими предметами являлись наградами (подарками). Они вносились в послужные списки тех, кто их получал. При этом установленный срок для представления к следующей награде лица, получившего подарок от высочайшего имени, должен был точно так же отсчитываться и от времени пожалования часов. Вместе с тем, наградные часы, жалуемые императором за участие в состязаниях, выполняли роль главного приза в тех случаях, когда этот приз устанавливался по личному повелению государя. Например, в 1895 г. Николай II велел установить призы для ежегодного жалования нижним чинам сводно гвар дейского батальона и собственного Его Величества конвоя — лучшим в состязании по стрельбе — в виде серебряных часов с изображением Государственного герба, на серебряной цепочке с золотыми штуцерами и золотым брелоком в виде мишени.
Изображение

Император Николай II обходит строй 1-го батальона Лейб-гвардии Преображенского полка. Красное Село. 1913 г.

В мирное время вручение наград чаще всего происходило в Красном Селе, которое с 1823 г. становится постоянным местом летнего лагерного сбора для учений и маневров Гвардейского корпуса и прикомандированных к нему частей. Император лично выдавал призы за скачку, стрельбу, фехтование и рубку не только офицерам, но и нижним чинам. Вот как описывает флигель-адъютант полковник НА. Петровский, служивший в Лейб-гвардии Кирасирском Его Величества полку, вручение призов в Красном Селе в период царствования Николая II: «В лагерях комиссия из командира Гвардейского корпуса и начальников гвардейских кавалерийских дивизий производила смотр езды унтер-офицерам, по одному из всех полков обеих дивизий на последнем ремонте, и трех лучших награждала призами, которые выдавал им сам Государь: первому золотые, а второму и третьему — серебряные часы с гербом и цепочкой».

Изображение
Часы карманные. Швейцария, «Tobias», середина XIX в.

Для успешного овладения нижними чинами военным делом в войсках применялись различные формы поощрения. В частности, с января 1856 г. лучшие стрелки награждались специальной нашивкой из басона вокруг обшлагов рукава полукафтана. В 1866 г., вместо нашивок на обшлага, были введены галунные и басонные нашивки на погоны, замененные в 1879 г. металлическим знаком «За отличную стрельбу»3 (с 1909 г. имел три степени). Кроме того, лучшие стрелки полка ежегодно награждались денежными призами, серебряными вещами, седлами и даже шароварами. В качестве официально утвержденного приза серебряные карманные часы стали регулярно вручаться нижним чинам в конце 60-х гг. XIX в. — после установления в войсках состязательных испытаний. Необходимо отметить, что это был особый исторический период Российской империи. Подписанием 18 марта 1856 г. Парижского мирного договора завершилась Крымская война. Мир был заключен, но падение Севастополя больно ударило по народному самолюбию и заставило очень внимательно проанализировать его причины. Стали понятны многие просчеты во внутренней организации армии и несовершенство всей системы Военного ведомства.

Изображение
Часы карманные призовые. Торговый дом «Павел Буре», начало XX в.

Наставление предусматривало специальные награды для нижних чинов за успехи в стрельбе:нашивки на погоны,а так же денежные премии. Впервые, кроме денежных премий, в награду можно было получить серебряные карманные часы. В действующих войсках право на награды имели только отличные стрелки, то есть те, кто состоял в 1-м классе не только по стрельбе, но и по глазомеру. Старшинство между отличными стрелками определялось по числу выбитых номеров при стрельбе с 200 шагов. Отличные стрелки, сохранившие это звание три года подряд, без ограничения их числа в каждой роте, получали в награду нашивки из галуна и басона вдоль плечевых погон посередине. Нашивки назначались инспектором стрельбы по представлению командира роты с объявлением о том в приказе.

Изображение
Часы карманные призовые за отличный глазомер. Торговый дом «Павел Буре», начало XX в.

В целях лучшей выработки у каждого солдата хладнокровия, глазомера, быстроты решения все последующие наставления для обучения стрельбе, утверждаемые в 1899, 1909 и 1914 гг., имели специальные разделы, предусматривавшие меры поощрения в войсках занятиями стрельбой и глазомером. С 1909 г. для коллективного награждения частей гвардейской и армейской пехоты, стрелковых, кавалерийских и инженерных войск за отличную стрельбу из винтовок устанавливаются пять особых императорских призов в виде серебряных вещей (братин, ковшей, кубков), жалуемых ежегодно Его Императорским Величеством. Во многих частях для той роты, которая давала больше процентов на полковых состязаниях, устанавливался приз в виде специального тематического рисунка на щите для вывешивания в роте. Такие же бронзовые или белого металла жетоны устанавливались для нижних чинов той роты, которая добивалась лучшего результата по стрельбе. Нижние чины — лучшие стрелки награждались знаками за отличную стрельбу, а победители на состязаниях по стрельбе получали денежные награды и призовые часы. Призовые часы разрешалось носить с цепочкой на службе и в строю.

Изображение

В казачьих войсках состязания в стрельбе, наездничестве, джигитовке и скачках также регламентировались приказами по Военному ведомству. Так, в течение 1874—1877 гг. утверждаются скачки и состязания в стрельбе в Оренбургском казачьем войске. В 1880—1883 гг. состязательная стрельба на призы учреждается в Сибирском, Кубанском, Терском и Астраханском казачьих войсках. В 1908 г. утверждаются правила состязательной стрельбы на призы в Амурском и Уссурийском казачьих войсках.

В частности, правила состязательной стрельбы на призы устанавливали, что для нижних чинов в качестве призов предназначаются:
а) на каждый отдел Кубанского войска: на один первый приз — серебряные часы с цепочкой, стоимостью в
20 рублей и деньгами 10 рублей; на семь вторых денежных призов — по 10 рублей и на двенадцать третьих денежных призов — по 5 рублей на каждый;
б) на каждый полк Терского войска: на один первый приз — серебряные часы с цепочкой стоимостью в 20 рублей и деньгами 5 рублей; на два вторых денежных приза — по 10 рублей и на семь третьих денежных призов — по 5 рублей на каждый;
в) в Астраханском войске призы распределялись между отделами по усмотрению казачьего атамана: два первых приза — серебряные часы с цепочкой стоимостью в 25 рублей и деньгами каждый 10 рублей; четыре вторых приза деньгами — по 10 рублей и шесть третьих призов деньгами — по 5 рублей на каждый.

Изображение

Чины 3-го эскадрона Лейб-гвардии Конного полка. Во втором ряду в центре - командующий полком флигель-адъютант, полковник Хан-Гуссейн-Нахичеванский. 1907 г.

Награждение объявлялось в приказе по войскам. Полученные часы с цепочкой позволялось носить в строю. В соответствии с правилами призы выдавались сразу же по окончании состязания. Именно поэтому встречаются часы с изображением призовой эмблемы, но без адресной подписи —кому, когда и за что они были предназначены. Кроме того, в 1897 г. специальным Циркуляром Штаба Оренбургского казачьего войска за № 168 разъяснялось, что отдача в дисциплинарные батальоны нижних чинов не влечет за собою для виновных потерю права на ношение полученных ими в награду знаков за стрельбу и серебряных часов с цепочкой. В казачьих войсках допускалось вручение в качестве приза не только часов, но и седел с приборами, винтовок с патронами и шашек.

В кавалерии состязательные испытания были учреждены в 1870 г. приказом по Военному ведомству № 50. Это были правила для испытания нижних чинов запасной и действующей кавалерии в выездке молодых лошадей. Правила эти, с некоторыми изменениями в 1913 г., просуществовали до конца последнего царствования и предусматривали испытания на призы лошадей и ездоков кавалерии, казачьих конных частей, а также конной и казачьей артиллерии.

Изображение
Часы карманные призовые за отличную езду. Торговый дом Павел Буре, конец XIX в.

Испытание нижних чинов действующей и запасной кавалерии в выездке проходили ежегодно после окончания полковых сборов по назначению начальников дивизий и отдельных бригад. В действующей кавалерии предусматривалось следующее количество призов: в гвардейских кавалерийских дивизиях и отдельных кавалерийских бригадах на каждые два полка по три приза: первый — 25, второй — 15 и третий — 10 рублей; в армейских кавалерийских дивизиях на три полка четыре приза: два первых — по 25, второй — 15 и третий — 10 рублей. Если испытания назначались одному полку, то учреждались два приза: первый — 15 рублей и второй — 10 рублей, а если двум полкам, то три приза в 25,15 и 10 рублей. Призы в 25 и 15 рублей выдавались часами с цепочкой. Приз в 10 рублей мог выдаваться часами или деньгами.

Изображение
Офицеры и казаки сотни Его Величества Лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка. Февраль. 1912 г.
У казаков, стоящих в последнем ряду хорошо видны цепочки и брелоки призовых часов. Один из них имеет шесть призовых часов. Вполне вероятно, что Яков Муравлев, награжденный 1-м полковым призом за отличную рубку в 1912 г., изображен на этой фотографии.

В 1901 г. утверждаются правила для состязаний на призы нижних чинов кавалерии в бою холодным оружием. Правила были распространены на все кавалерийские части и устанавливали порядок выделения призовых денег и награждения нижних чинов призовыми часами. Призы устанавливались следующие: 1-й приз — часы на цепочке с портретом Государя Императора, со скрещенными шашками и соответствующей надписью, стоимостью в 20 рублей; 2-й приз (только в полках) — такие же часы, но без портрета Его Величества, стоимостью в 15 рублей; 3-й приз денежный — 10 рублей; 4-й денежный — 5 рублей.

Изображение
Полковая колонна Лейб-гвардии гусарского Его Величества полка на маневрах. Красное Село. 1900 г.

После неудачной войны с Японией серьезное внимание стали уделять физическому развитию солдата, выработке выносливости в боевой и походной жизни, искусному преодолению местных препятствий во время военных действий. В войсках стали создавать спортивные комитеты, проводить спортивные состязания, в это время учреждаются школы для подготовки руководителей гимнастики и спорта. В ноябре 1910 г. с Высочайшего утверждения было введено новое Наставление для обучения войск гимнастике, взамен старого, действовавшего еще с 1879 г. Повышению массовости спорта, в том числе и в военной среде, способствовало создание в 1911г. Российского национального олимпийского комитета. Поощряя занятия гимнастикой, командиры многих полков, прежде всего гвардейских, стали учреждать призы для нижних чинов. Это и подвигнуло часовые фирмы на создание призовых часов «За отличную гимнастику» и «За отличную ходьбу на лыжах». Помимо них также изготовлялись часы «За штыковой бой».

Изображение

Устанавливались также именные призы. Например, в Донском войске были учреждены призы за стрельбу из винтовок имени генерал-лейтенанта Я.П. Бакланова, а в Виленском военном округе — призы за отличную стрельбу имени командующего войсками Виленского военного округа. В Лейб-гвардии Семеновском полку лучшему стрелку ежегодно, начиная с 1883г., назначался первый приз имени графа В.П.Клейнмихеля — золотые часы с золотой цепочкой, штуцерами и графской короной стоимостью 125 рублей. Деньги эти выделялись из капитала, завещанного графом на нужды полка, которым он командовал в 1879—1882 гг. Известны приз за выездку имени генерала от кавалерии А.П. Кульгачева, установленный после его смерти в 13-й кавалерийской дивизии, которой долгие годы командовал этот прославленный генерал; приз за джигитовку, учрежденный начальником штаба Донского казачьего войска генерал-лейтенантом А.А. Смагиным; а также призовые часы за отличную стрельбу от командира Гвардейского корпуса. Высоко ценились призы, учреждаемые членами императорской фамилии. Такие призы в виде часов, украшенных соответствующей монограммой, вручались ежегодно в полках, определяемых самими учредителями, и прежде всего в тех, Высочайшими шефами которых они были.

Изображение
Часы карманные открытого типа с Государственным гербом. Торговый дом «Павел Буре». Конец XIX в.
Золото, эмаль. Заказ Кабинета Его Императорского Величества. Частное собрание.

Например, в Лейб-гвардии 2й Артиллерийской бригаде был даже создан призовой капитал в 2000 рублей, образовавшийся из 1000 рублей, пожертвованных генерал-фельдцейхмейстером Его Императорским Высочеством великим князем Михаилом Николаевичем, 28 января 1873 г., в день празднования 25-летия со дня назначения Его Императорского Высочества шефом этой бригады, и из 1000 рублей, пожертвованных в ознаменование этого, офицерами Лейб-гвардии 2-й Артиллерийской бригады. Этот капитал стал именоваться призовым капиталом Лейб-гвардии 2-й Артиллерийской бригады. Капитал приносил в год не менее 100 рублей и вся сумма, наросшая от процентов, считалась расходной. Эта сумма предназначалась на выдачу призов или призовых денег нижним чинам бригады за успешную стрельбу из орудий, а также и на покупку материалов для производства призовой стрельбы.

Изображение

Появление в армии официальной потребности в призовых часах отразилось и на росте их производства. Среди многочисленных швейцарских и русских фирм, занимавшихся производством или поставками часов с призовой военной тематикой, к концу XIX — началу XX в. безусловными монополистами стали фирмы «Павел Буре» и «Генрих Кан». Торговый дом «Павел Буре», основанный Полем Леопольдом Буре в 1815 г., а с декабря 1879 г. получивший звание поставщика Двора Его Императорского Величества, имел в Швейцарии собственную фабрику по производству часов и два магазина — в Санкт-Петербурге и Москве. У Генриха Кана был специальный магазин призовых часов для войск и в начале XX в. он получил звание поставщика частей Императорской гвардии. Часы были в закрытых серебряных, а также открытых стальных и никелевых корпусах. На циферблатах призовых часов мог помещаться портрет Государя Императора в пехотной, кавалерийской или казачьей форме. Также на циферблатах могли быть портреты высочайших особ царской фамилии. Изображение, соответствующее тематике приза, выполнялось гравированием или чеканкой и могло быть украшено эмалью или чернью. Иногда оно помещалось на специальной золотой накладке на верхней крышке часов, что придавало им более благородный вид и повышало их стоимость.

Изображение

На рубеже XIX—XX вв. ключевой завод часовой пружины и перевод стрелок сменили на завод «в ручку» — «ремонтуар». Ко всем призовым часам, по желанию заказчика, предлагались серебряные цепочки стоимостью от 8 до 20 золотников, а также серебряные жетоны, отображавшие соответствующую призовую тематику. «Павел Буре», в отличие от «Генриха Кана», продавал часы собственного производства. И механизм, и корпус часов имели свою нумерацию и соответствующее названию приза оформление.
После 1905 г. П. Буре широко использовал тематические рисунки художника Huguenin, рельефное изображение которых помещалось на верхней крышке серебряных призовых часов. Нумерация, проставлявшаяся на корпусах часов, наглядно показывает темпы роста производства фабрики «Павел Буре». Если в конце XIX в. фирма производила от 3 до 6 тыс. золотых и серебряных часов в год, то в начале XX в., вплоть до окончания Первой мировой войны, ежегодное производство часов достигало
40 тыс. Из них около трети общего производства часов приходилось на нужды Императорского Двора и армии.

Изображение

Состязательные испытания на призы продолжали проводить и в военное время, вплоть до 1918 г. Например полковник 1-го Кавказского полка Ф.И.Елисеев описывает, что войсковой праздник, установленный в день тезоименитства атамана всех казачьих войск наследника цесаревича Алексея Николаевича 5 октября, полк отмечал состязаниями в рубке и джигитовке и в период вынужденной передышки на Кавказском фронте в Турции, и в период пребывания полка в Финляндии в 1918 г.: «...Этот праздник решено отметить особенно. Полковник Косинов не пожалел полковых экономических сумм для столь торжественного дня. Командиры сотен также не пожалели собственных артельных экономических сумм... Три главных приза — серебряные часы с цепочками — будут куплены здесь. В начале XX в. серебряные карманные призовые часы приобрели характер одного из самых значительных и почитаемых знаков отличия нижних чинов русской императорской армии. Тот же Ф.И. Елисеев так описывает уважительное отношение к заслуженному казаку: «А если взять урядника при серебряном кинжале, с призовыми часами на груди, галунами по верху косматой шапки, то, как ему почтительно не уступить дорогу».

Изображение

К этому времени в русской армии уже сложилась четкая система награждения нижних чинов призами за достижения в состязательной стрельбе, выездке, рубке и фехтовании, за успехи в разведке, спорте и отличном овладении воинскими дисциплинами. Часы — как приз — заняли свою главенствующую роль даже при наличии других, не менее интересных, призовых вещей. Это и определило широкое производство призовых серебряных карманных часов следующей тематической направленности: «За отличную стрельбу» — предусматривали награждение за стрельбу из винтовок, револьверов, пулеметов и пушек. Кроме того, в артиллерии существовали призы: «За состязательную стрельбу», «За состязательное вооружение» — для подразделений крепостной артиллерии и «За состязательную езду» — для ездовых артиллерийских расчетов, а также —«За отличный глазомер», «За отличную (успешную) выездку молодых лошадей», «За подъездку ремонтных лошадей», «За отличную рубку и фехтование», «За отличную разведку», «За
наездничество и джигитовку», применявшиеся в казачьих войсках, «За скачку», «За отличную гимнастику», «За отличную ходьбу на лыжах», «За состязания на ружьях» или «За штыковой бой», «За отличную ковку», «За отличное окончание курса учебной команды», «За отличное окончание саперной школы» (или специальных воздухоплавательного, понтонного и других классов), «За обучение новобранцев».

ОТСЮДА
источник

LPS
Сообщения: 3001
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 00:44
История России

Сообщение LPS » 24 авг 2012, 02:26


Фельдмаршал Кутузов: русский победитель


Изображение


Двести лет назад произошло событие, которое может заслуженно считаться поворотным во всей Отечественной войне 1812 года.
Во главе русской армии был поставлен генерал от инфантерии Михаил Илларионович Кутузов.
Надо сказать, что сам он, будучи человеком от природы довольно осторожным, отреагировал на это сдержанно: «Мне предстоит великое и весьма трудное поприще. Я противу Наполеона почти не служил. Он всё шёл вперёд, а мы ретировались. Может быть, по обстоятельствам и нельзя иначе...» Впрочем, это было сказано публично - в тот самый момент, когда Кутузову доставили повеление явиться к императору для назначения на должность главнокомандующего. А вот какой разговор состоялся у него с племянником, когда Михаил Илларионович уже освоился со своим новым статусом:
- Что же, дядюшка, неужто вы думаете разбить самого Наполеона?
- Разбить? Нет... Но вот обмануть - да, рассчитываю!

В армии, которая до этого долго отступала, стремясь сохранить порядок и запутать Наполеона маневрированием, назначение Кутузова было принято победным кличем. Солдат можно понять. Среди них были ещё те ветераны, которые застали блестящие победы екатерининских времён. Те самые «чудо-богатыри» Суворова, перед штыками которых трепетали короли и султаны. А тут - без малого два месяца позорного отступления. Иными словами, настроения в армии описаны в стихотворении Лермонтова «Бородино»: «Не смеют, что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» Два самых крупных соединения возглавляли Пётр Багратион и Михаил Барклай де Толли. Первый как раз рвался «изорвать мундиры», но не имел для этого достаточно сил. Второй осторожничал и к тому же был немцем, так что доверие к нему в войсках оставляло желать лучшего. Соединив свои армии в одну, эти полководцы дали сражение у Смоленска, но проиграли и были вынуждены отступить. Немудрено, что от Кутузова ожидали чуда, которое произойдёт сразу и со всеми возможными спецэффектами. Но Михаил Илларионович поступал по принципу: «Хороший полководец воюет не криком, поднимающим в атаку, а лопатой и кашей». И потому отдал приказ не «бить французов», а продолжать отступление. Армия была в недоумении. Как? Неужели даже сам Кутузов, суворовский офицер, приказывает позорно обратиться в тыл? Да, именно так. Но роптали солдаты напрасно. Лучше всех понял, что с приходом Кутузова война меняется, сам Наполеон. Они уже встречались под Аустерлицем, и тогда русский был разбит. Но корсиканец, всегда презиравший соперников, считал Кутузова особенным полководцем. Впереди были Бородино, сожжённая Москва и яростный крик отступающего Наполеона: «Этот русский! Этот Кутузов опять меня обманул!»

Константин Кудряшов
Источник: aif.ru

Amy
Сообщения: 2214
Зарегистрирован: 24 дек 2011, 02:36
История России

Сообщение Amy » 02 сен 2012, 01:30

Чему и как учили царских детей в в XVI-XVII столетиях. Завершение обучения

ЖИЗНЬ ГОСУДАРЕВА ДВОРА



Изображение
Серебряные шахматы. Западная Европа, XVIIв. Музеи Московского Кремля


Что же изучали царские дети на следующем этапе, в «средней школе»? С марта 1673 года упоминается «учительная палата» одиннадцатилетнего царевича Фёдора Алексеевича, в которой работали книгописцы, видимо, она же служила ему и библиотекой. В январе 1672 года царевичу писали «две потешные книги люди с боем», а в 1674 году-«потешную игру карты по золоту цветными красками». Эти карты представляли собой цветные картинки на различные темы, в основном с изображениями заморских стран и городов, а также населяющих их иноземцев. Такие же картинки приносил позднее Никита Зотов царевичу Петру. К числу развлечений, служивших для расширения общего кругозора и логического мышления, можно отнести также игры в шахматы и в шашки. Иностранные послы писали, что в России люди всех сословий обучены им с детства и играют очень хорошо.


Большое внимание в обучении царских детей издавна уделялось истории. Для изучения всемирной истории служили так называемые хронографы, где изложение нередко начиналось с библейских и античных времен. Отечественная история в XVII веке изучалась по огромному иллюстрированному летописному своду, созданному по личному заказу Ивана Грозного в одном экземпляре. Тогда он назывался Царственной книгой. В 1678 году придворный иконописец расцвечивал тридцать восемь картинок в Царственной книге при государе Фёдоре Алексеевиче для его хором.

Изображение
Неизвестный художник. Портрет царевича Алексея Алексеевича. XVIII. Костромской государственный художественный музей

Что касается географии, то впервые сведения об изучении ее царскими детьми появляются еще во времена царя Бориса Годунова. Современники упоминают о том, что его сын, царевич Фёдор Борисович, не только учил географию, но и сам нарисовал карту Российского государства, а также подробный чертеж Кремля и Москвы. Позднее один из побывавших в России иностранцев сумел издать эту карту.

Одной из главных задач каждого государя был надзор за соблюдением правосудия в его стране. Надо сказать, что челобитные с просьбами о рассмотрении различных дел поступали на имя не только царя, но и царевичей. Поэтому цари и их дети были наверняка знакомы с «Судебниками» и «Кормчими», где были изложены нормы светского и церковного права.

В правление царя Алексея Михайловича был издан большой сборник новых законов - «Соборное уложение». Тогда царю было всего двадцать лет, но он лично занимался составлением и редактированием текстов законов.

Изображение
Детский доспех. Западная Европа (?), XVII в. Музеи Московского Кремля

Вопрос об изучении иностранных языков является одним из самых сложных, и на него нельзя дать однозначного ответа. Царь Иван Грозный на приемах польских и татарских послов говорил, что не нуждается в переводчике. Видимо, языки ближайших соседей в те времена учили со слуха. А существовало ли специальное обучение иностранным языкам? Польские послы, побывавшие в Москве в 1667 году, писали, что старший сын царя Алексея Михайловича, царевич Алексей, говорил им приветственную речь сначала на латинском, а затем на польском языке. Тогда в Польше не было короля, и царь рассчитывал, что его сын станет польским королем. Не исключено, что именно из политических соображений царевича начали учить не только польскому, но и латыни. Есть сведения, что после ранней смерти Алексея планы получить польскую корону связывались с его младшим братом, царевичем Фёдором, поэтому его также стали обучать этим языкам. Однако с полной уверенностью утверждать этого нельзя - в архивах нет никаких документов с упоминанием учителей латинского и польского языков и оплаты их трудов. Но это было не так уж и важно - на всех посольских приемах обязательно присутствовали переводчики.

Изображение
Изображение князя в виде рыцаря из «Титулярника» XVIIв. Российский государственный архив древних актов

Главным же занятием государя считалось военное дело - ведь монарх должен был возглавлять армию как главнокомандующий. Поэтому во всех странах обязательным являлось обучение мальчиков правящих династии основам военного дела.

Не была исключением и Россия. С малых лет для забавы царских сыновей служили игрушечные сабли, ружья и пушки. Придворные мастера делали для них потешные знамена и барабаны. Царские оружейники выполняли для шести-семилетних царевичей доспехи и шлемы, полностью схожие с настоящими. Сохранился шлем царевича Ивана, сына царя Ивана Грозного.

Изображение
Шлем царевича Ивана Ивановича. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля

Царских детей учили также стрельбе из лука и ружей. Особенно любил стрельбу из лука старший брат Петра, царевич Фёдор, который часто забавлялся ею вместе с юношами из своей свиты в подмосковных царских имениях.

Изображение
Стрельба излука - любимая летняя забава царевичей и мальчиков-сверстников из их свиты.

Верховая езда входила в число обязательных умений любого человека Средневековья. Когда царевичу исполнялся год, его сажали на игрушечного коня с настоящим роскошным седлом, уздой и стременами. Так прививались навыки верховой езды. Когда царские дети подрастали, дядьки сажали их на маленьких лошадок - пони, а в одиннадцать-двенадцать лет мальчиков уже обучали езде на настоящих конях. В собрании Музеев Московского Кремля сохранились седла, которые принадлежали царским сыновьям.


Изображение
Детское седло. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля

Изображение
Торжественное «посаженые» царевича на коня. На Руси это был праздничный день, когда мальчиков начинали серьезно обучать не только верховой езде, но и военному делу. «Посажение» на коня - часто происходило в присутствии не только самого царя, но и иностранных послов.

Изображение
Страница из книги »Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». Голландия, 1647 г. Музеи Московского Кремля

У нас нет документов о том, что верховой езде обучали девочек, однако на рисунках Лицевого летописного свода есть изображения княгинь и цариц, которые едут верхом в мужском седле. Они одеты в удобные платья для верховой езды с длинными юбками.

Изображение
Саадак царевича Алексея Алексеевича. Россия, XVII в. Музеи Московского Кремля

Уже в возрасте тринадцати-четырнадцати лет царские дети считались обученными воинами. Они могли сопровождать своего отца во время военных парадов, а в случае необходимости, и военных действий. Так, старший сын Ивана Грозного, царевич Иван, впервые отправился в военный поход, когда ему было четырнадцать лет. Позднее к нему присоединился младший брат Фёдор. Если цари и их родичи не обладали особыми военными талантами, то в любом случае их присутствие в армии помогало поднять боевой дух воинов и решить многие вопросы, связанные с повседневными воинскими нуждами.

К моменту вступления на престол царские сыновья были подготовлены к основным задачам, которые стояли перед правящим государем. Они могли показать свою осведомленность в церковном уставе во время праздничных служб и шествий, вынести решение по челобитным и другим документам, поступающим на их имя, принять на должном уровне иностранных послов, а также возглавить войско во время военного похода. В те времена царь, который мог руководить военными и судебными делами, считался образцовым государем, достойным уважения подданных.


Изображение
Ф. Дюрфельдт. Старый царский дворец в Московском Кремле. Гравюра. Начало1790-х гг. Музеи Московского Кремля

Какими же особенностями обладало домашнее обучение, характерное для высших сословии Российского государства в XVI-XVII веках, в том числе и для царской семьи? Часто историки считают, что до времени Петра I образование на Руси находилось в руках духовенства. Конечно, в качестве учителей в среде простых горожан часто выступали священники и дьяконы, однако среди учителей царских детей их нет.

От тех далеких времен до наших дней в России сохранилось необыкновенно уважительное отношение к книге. В XVII веке все книги представляли собой еще и большую материальную ценность, поэтому их надо было тщательно беречь.

Изображение
Обучение рукоделию маленькой царевны. Девочек начинали учить различным видам шитья в возрасте восьми девяти лет, а к шестнадцати годам они уже владели самыми сложными приемами вышивания и других видов рукоделия.

Очень важным было то, что книги, существовавшие на Руси, были написаны на понятном всем русском языке, в то время как в Европе латынь как язык университетской образованности резко сужала круг читателей.

Кроме того, по крайней мере до второй половины XVII века в России обучение было одинаковым для всех слоев общества. Состоятельный горожанин, богатый купец, дворянин и представитель высшей знати начинали обучать детей по азбуке или Псалтыри. В процессе учебы не существовало того культурного разрыва между высшими и низшими сословиями, который появился в России в XVIII—XIX столетиях после реформ Петра I.


Изображение
Интерьер Теремного дворца. Хромолитография Ф. Дрегора с рисунка Шадурского. 1851. Музеи Московского Кремля


Глава 1. Первые годы жизни и знакомство с окружающим миром

Глава 2. Обучение чтению

Глава 3. Обучение письму и пению

ИСТОРИЯ РОССИИ

М.Г.Ракитина. Чему и как учили царских детей в XVI-XVII столетиях.

Книга для семейного чтения из серии «Жизнь Государева двора» рассказывает о том, как учились маленькие царевичи и царевны в XVI–XVII веках, кто были их учителя, по каким книгам обучались чтению и письму царские дети, что являлось для них классом и партой.

Автор описывает издания «потешных книг» – сборников ярких разноцветных картинок, которые придворные художники рисовали по особому заказу в единственном экземпляре; сюжетных книг, где картинки были связаны определенным содержанием, как светским, чисто развлекательным, так и религиозно-поучительным, – например, рукописная книга «Житие Иосафа-царевича».

Детей обучали учителя-«детоводцы», то есть люди, постоянно занимавшиеся их воспитанием.

Сначала изучали азбуку, потом Часослов, Псалтирь и Деяния апостолов, старшие – Библию и богословские сочинения. На завершающем этапе обучения, в «средней школе», большое внимание уделялось таким предметам, как история, география, а для мальчиков – и военное дело.

Книга богато иллюстрирована, снабжена словарем старинных слов. Издание рассчитано на учащихся младшего и среднего возраста.


http://www.liveinternet.ru/users/bo4kam ... 234169917/" onclick="window.open(this.href);return false;

Мечта
Сообщения: 3672
Зарегистрирован: 29 дек 2011, 16:43
История России

Сообщение Мечта » 01 окт 2012, 16:28

Изображение


Ответить